Реформа в сфере административной ответственности

Administrative Responsibility Reform

Как известно, административная ответственность представляет собой сложно структурный и разноплановый социально-правовой институт административного права. Соответственно данная категория требует к себе более углубленного научного изучения и теоретического анализа и обусловлено это целым рядом причин, основной из которых можно назвать реформирование и предстоящее принятие обновленного КоАП РФ.

Так, летом 2019 года Правительством РФ была представлена концепция нового КоАП РФ. Данное событие является положительным и верным направлениям движения законодательной мысли. На сегодняшний день, административные правоотношения нуждаются в модернизированном и проработанном нормативно-правовом документе, который смог бы разрешить все существующие проблемные аспекты. Проблемы в  корректном применении административных норм действительно существуют и подтверждаются они наличием введения более чем 4.5 тысяч поправок в действующий КоАП за последние семнадцать лет. Ввиду этого кодекс попросту утратил свое первоначальное содержания а основная смысловая нагрузка значительно потускнела. На практике это может быть выражено в элементарном отсутствии согласованности норм, единства в регулировании смежных между собой правоотношений и общей системности[1].

Безусловно, вся совокупность перечисленных проблемных вопросов темным пятном ложиться праворименительную практику, в случае защиты своих законных интересов в судебном порядке. Так, например, граждане, индивидуальные предприниматели, а также организации, в некоторых случаях, попросту не в состоянии объективно и, что самое главное, эффективно и своевременно разрешить интересующий их спор.

Стоит отметить, что законодатель обращает внимание на подобные дискуссионные моменты и ставит перед собой целый ряд задач, в котором основной является приведение стабильности института административной ответственности. Однако, в ввиду ее абстрактности такая задача больше подходит под признаки некой установки. Тем не мене, по-нашему мнению, к наиболее злободневным задачам, требующим скорейшего разрешения можно отнести:

  • Актуальное утонение и, своего рода, проработка большинства составов административных правонарушений;
  • Корректирование практическое деятельности и полномочий государственных органов, основной задачей которых является возбуждение и дальнейшее рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • Формирование единообразной практики применения регионального административного законодательства;
  • Постепенное совершенствование административно-процессуального права, которое может способствовать разрешению волокит и бюрократии на практике при возбуждении и рассмотрении соответствующего административного дела.

В рассматриваемом проекте нового КоАП РФ можно заметить наличие определенных тенденций, направленных на, своего рода, либерализацию законодательства. По-мнению, многих ученых такие веяния говорят о том, что законодатель таким образом стремится снизить уровень государственного присутствия и, как следствие, принуждения во всех сферах административных правоотношений[2].

Также в содержании документа можно обнаружить частичный отказ от повсеместного использования административных наказаний. То есть, речь идет о том, что санкция будет применяться только после того как профилактические и принудительно-воспитательные меры не принесут необходимых положительных результатов. На практике то может выглядеть несколько иначе, например, наказание будет применять в том случае, если предписание того или иного должностного лица осталось проверяемым субъектом без внимания и должного реагирования[3].

Что касается конкретных нововведений, которые с наибольшей точностью можно ожидать в ближайшем будущем, то предполагается, что все нормы, содержащие в своем содержании основания и условия административной ответственности будут содержаться в одном нормативно-правовом акте, соответствующего уровня.

Внесение изменений в данный документ будет возможно посредством введения отдельного федерального закона. В рассматриваемом случае отличий от действующего кодекса нет, но регламентирована будет процедура анализа существующей правоприменительной практики, которая даст наиболее объективные ответы на вопросы целесообразности введения изменений.

При этом, стоит заострить внимание на том, что в настоящей редакции КоАП РФ закреплено лишь 2 принципа административной ответственности, к которым можно отнести равенство каждого перед законом и судом, а также презумпция невиновности[4]. Авторы изучаемой нами концепции предполагают значительно расширить приведенный перечень и включить в него следующие принципы:

  • Принцип вины, то есть лицо будет подлежать отверженности только за то противоправное деяния, за которое установлена его вина;
  • Принцип соразмерности, предполагает установление наказания, которое соответсвует характер и вреду от совершенного правонарушения;
  • Принцип гуманизма, то есть при назначении наказания нельзя допускать унижение достоинства или деловой репутации лица;
  • Принцип справедливости, под которым стоит понимать невозможность несения административной ответсвенности больше одного раза за одно и то же правонарушение.

Внедрение рассмотренных выше принципов позволит более корректно и правильно разрешать сложные по своей структуре дела об административных правонарушениях.

Также для обеспечения наиболее продуктивного и объективного государственного воздействия на общественные отношения, предполагается использование следующих действий[5]:

  • Градация всех административных правонарушений на категории, в зависимости от их тяжести и характера;
  • Установление сроков давности для каждого административного правонарушения;
  • Определение размера административного взыскания будет определяться посредством положения лица и характера самого правонарушения;
  • Продолжая тему штрафов, они будут увеличиваться и соответственно уменьшаться в зависимости смягчающих и наоборот отягчающих обстоятельств.

Вместе с нововведениями планируется также доработать и существующие ары воздействия на субъектов административных правоотношений. Например, законодатель собирается увеличить количество административных правонарушений, как которые будет распространяться скидка, равная 50%. Как известно, сейчас подобная льгота при оплате штрафа возможна лишь при совершении нарушений ПДД.

Также стоит отметить, законодатель выделит индивидуальных предпринимателей в самостоятельный субъект административных правоотношений, чем исправит ошибочную практику судов в приравнивании ИП к юридическим лицам.

Подводя итоги, можно сказать, что Правительство РФ оставила множество вопросов открытыми для дальнейшего обсуждения и рассмотрения, тем самым измениться может еще очень много составляющих, входящих на данный момент в действующий КоАП РФ. Время для этого еще есть, так как свою юридическую силу новый КоАП РФ приобретет предположительно 01.01.2021.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М.: ИД «Городец», 2004. 352 с.
  2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001): Очерки теории и практики. М.: ИД «Городец», 2001. 508 с.
  3. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2003. 512 с.
  4. Акопов Л. В., Смоленский М. Б. Административное право, М.: Дащков и К., 2007г.
  5. Агапов А. Б. Административная ответственность. Учебник.- М., 2005г.
  6. Административная ответственность: Учеб. пособие для студентов вузов. -3-е изд., перераб. И доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.
  7. Солдатов А. П., Решетин В. М., Солдатов С. А. Актуальные проблемы административной ответственности, монография. Славянск-на-Кубани, 2009г.
  8. Тимошенко И. В. Административная ответственность. -М.- Ростов н/Д., 2004 г.
  9. Хаманева Н. Ю. Административная ответственность: вопросы теории и практики, М., 2005 г.

References

  1. Bondar N. S. Citizen and public authority: Constitutional support of rights and freedoms in local government. M.: Publishing House Gorodets, 2004.352 s.
  2. Vitruk N.V. Constitutional justice in Russia (1991-2001): Essays on theory and practice. M.: Publishing House Gorodets, 2001. 508 p.
  3. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of state and law: a textbook. M.: Lawyer, 2003.512 s.
  4. Akopov L.V., Smolensky M. B. Administrative law, Moscow: Dashkov and K., 2007.
  5. Agapov A. B. Administrative responsibility. Textbook.- M., 2005.
  6. Administrative responsibility: Textbook. manual for university students. 3rd ed., Revised. And additional - M.: UNITY-DANA, 2007.
  7. Soldatov A.P., Reshetin V.M., Soldatov S.A. Actual problems of administrative responsibility, monograph. Slavyansk-on-Kuban, 2009
  8. Timoshenko I.V. Administrative responsibility. -M. - Rostov n / a., 2004
  9. Hamaneva N. Yu. Administrative responsibility: theory and practice, M., 2005.

 

[1] Адарченко Е. О. Административная правосубъектность юридических лиц публичного права // Административное и муниципальное право. - № 5. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[2] Павлов Н.В., Шахсуварян К.П. «К вопросу о проблеме административной ответственности» // Международная научно-практическая конференция МЦНС «Наука и просвещение» // Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp (Дата обращения 06.11.19 г.).

[3] Трегубова Е. В. К вопросу о модернизации законодательства об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности (принципы, запреты, ограничения и ответственность) // Административное и муниципальное право. -№ 10. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[4] Очаковский В.А., Иваненко И.Н., Крутова Я.А., Письменная И.В. «Юридическое лицо как субъект административной ответсвенности» // Журнал «Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета» // Режим доступа: https://cyberleninka.ru (Дата обращения 06.11.2019).

[5] Павлов Н.В., Митяев Д.М. «Административная ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения», Журнал «Эпомен», №13, 2018 // Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp (Дата обращения 06.11.19 г.).