Секреты детской памяти

В настоящее время  тема  памяти  человека не теряет своей актуальности и представляет большой интерес. В связи с этим поднимается вопрос об особенностях человеческой памяти,  в частности о специфике памяти младших школьников.

Важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе является хорошая память. Поступая в школу, на учащегося  обрушивается огромный поток новой информации. Поэтому, основной миссией  младшего школьника  на начальном этапе обучения является способность   как можно больше впитать в себя новых знаний, умений, навыков.  Память младшего школьника, в отличие от дошкольника становится более организованной, но остается непроизвольной [2]. В младшем школьном  возрасте  механическая память намного лучше, чем таковая у  взрослых людей. Прежде всего, это связано с тем, что память ребёнка  в этом возрасте  удивительно пластична. Детям  легче даётся заучивание стишков, иностранных слов, песен, лиц, цветов, конкретных предметов. Однако такой точки зрения придерживаются не все психологи.  Например,         А.А. Люблинская пишет, что при более подробном изучении  детской памяти  её преимущество  является только кажущимся [3].  Действительно, дети очень хорошо запоминают материал, но не весь, им   проще запомнить ту информацию, которая  включена в их деятельность и связана с их интересами и потребностями.

В связи с тем, что ведущей  деятельностью младшего школьника становится учебная, то  от ребенка требуется произвольное запоминание  материала, но  данный  вид сохранения материала ещё недостаточно развит, в связи с тем, что младшему школьнику  довольно трудно сконцентрироваться и осознанно воспринимать информацию.  В силу того, что дети не  владеют приёмами  запоминания, они  стараются запоминать материал механически [1]. Школьникам легко заучить  необходимую  информацию, но при этом сложно её осмыслить объяснить. Дословное запоминание младшими школьниками во многом связано с недостаточной развитостью речи [2]. Боясь допустить малейшую ошибку при воспроизведении, дети  выучивают наизусть материал. Многие из учащихся в течение всего процесса обучения заучивают всю учебную информацию механически, что не является правильным, поскольку в дальнейшем им будет очень сложно усваивать материал, в силу того, что объём учебной информации с каждым годом увеличивается. Для этого необходимо развитие логической памяти. Ряд  исследователей считают, что логическая память в младшем школьном возрасте  развивается медленно, поскольку преобладает наглядно-образный тип восприятия действительности. В. Штерн считал, что понимание смысла слов в младшем школьном возрасте особого значения не играет. Э. Мейман, полагал, что развитие  смысловой  памяти происходит  только  к 13-14 годам [5].

Необходимым условием развития памяти, по словам М.В. Матюхиной,  является самоконтроль учащихся [5]. На первых порах обучения  самоконтроль у младших школьников развит слабо. В первом классе  дети чаще всего повторяют материал столько раз, сколько раз сказал учитель, не думая о том, смогут ли воспроизвести этот материал на уроке.  А.А. Смирнов считал, что обычно самоконтроль у учащихся осуществляется  на основе узнавания, когда школьник, прочитывая материал повторно, понимает, что материал знаком ему [4]. После этого школьник прекращает свою работу, считая, что подготовил заданный урок.

 На начальном этапе  обучения дети младшего школьного возраста используют самые простые способы запоминания – долгое разглядывание материала и его многократное повторение [1]. В процессе заучивания  информации одни ребята, несколько раз читают текст и один раз воспроизводят его  про себя  или   вслух, другие - стараются  воспроизвести текст, не глядя в него.  Но особые затруднения вызывает неспособность   учащихся разделить текст на части и неумение выделить главное. По словам Б.С. Волкова, данный недостаток необходимо устранить учителю [1]. Преподавателю  следует давать указания, как запомнить и воспроизвести необходимый материал. Учитель,  с одной стороны, вместе с детьми обсуждает содержание информации и объем, сопоставляет и группирует её по смыслу. С другой стороны,  формирует  у учащихся приёмы воспроизведения, распределенного по времени, а также  приёмы самоконтроля по результатам запоминания [2]. В связи с тем, что ученику  сложно делить текст на части, очень важно  начать  работать с детьми с того момента, когда дети устно передают смысл картины или рассказа. 

О.О. Гонина, А.А. Люблинская, считают, что дети в младшем школьном возрасте в основном запоминают информацию  с помощью наглядности [2,4].  Но, каждый учащийся по-своему  запоминает учебную информацию. Одни дети задействуют зрительную память, другие слуховую. А есть дети, у которых оба вида памяти очень хорошо взаимодействуют. Поэтому мы решили провести исследование, чтобы выяснить какой вид памяти преобладает у детей младшего школьного возраста.

Нами было проведено исследование, на базе МОБУ «Медведевская общеобразовательная школа № 2»  пгт. Медведево. В нем приняли участие ученики  третьих классов, в количестве 50 человек. Для выявления преобладающего вида  памяти среди младших школьников, мы использовали методику  О.Н. Истратовой  на определение слуховой, зрительной и комбинированной видов памяти [3].  Исследование показало, что  у  52% учащихся зрительная память является преобладающей. На втором месте – комбинированная память, которая составила 28%  среди учащихся. Наименее преобладающим видом является слуховая  память - 20%. Результаты исследования свидетельствуют о том, что с большим преимуществом преобладает зрительная память.

Зная особенности памяти младших школьников, мы можем определить их слабые стороны и помочь в их  развитии и совершенствовании памяти. Ученик воспринимает в школе более 60%  информации на слух, как показывает наше исследование детям тяжело запоминать информацию  таким образом. Поэтому необходимо развитие слуховой памяти. Для развития данного вида памяти можно записать ребёнка в музыкальную школу или выполнять различные упражнения, к примеру, рисовать то, что  услышал.   Ребёнку  можно слушать сказки, а после  прослушания пересказать их. Для успешности зрительной памяти школьнику можно дать задания на выявление различий между картинками или  дать какую-либо иллюстрацию из книги, а после её просмотра попытаться её воспроизвести, описать. Успешность комбинированной памяти во многом будет зависеть от успешности развития слуховой и зрительной памяти.

 Мы убеждены, что  память  младших школьников необходимо развивать и совершенствовать, поскольку с каждым годом нагрузка на память ребёнка увеличивается и  от успешности его памяти   учебная деятельность становится намного  продуктивнее.

 

 

Литература:

  1. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: 2005.
  2. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. – М.: 2015
  3. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. – Ростов.: 2008
  4. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: 1977
  5. Матюхина М.В.,  Михальчик Т.С., Патрина К.Т. Психологтя младшего школьника. – М.:1976