ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

VEHICLE ELECTRONIC CONTROL UNIT

В современных автомобилях установлено огромное количество электрических систем и подсистем, датчиков, осуществляющих контроль и управление не только двигателем, но и автомобилем в целом, и их внедрение продолжается. Изначально решалась проблема управления топливоподачей и зажиганием, посредствам применения электрически управляемых исполнительных устройств, работающих под воздействием команд микропроцессора. Первые электронные системы служили аналогом карбюратора, вакуумного и центробежного регуляторов зажигания. Сейчас же это системы управления рабочим процессом двигателя (управление подачей топлива, зажиганием, степенью наполнения цилиндров, рециркуляцией отработавших газов и т.д). Это стало возможно благодаря инновационным разработкам, позволяющим осуществлять контроль, учитывая множество факторов и решающих сложные алгоритмы. Вопрос надежности таких систем относительно проверенных механических устройств остается открытым [1].

Электронный блок является центром бортовой системы автомобиля, и обменивается информацией со всеми компонентами этой системы:

  • Антиблокировочная система;
  • Автоматическая коробка передач;
  • Система стабилизации автомобиля;
  • Система безопасности автомобиля;
  • Круиз-контроль;
  • Климат-контроль.

Обмен информацией осуществляется посредством CAN-шины, которая связывает все электронные и цифровые системы автомобиля в одну единую систему.

Благодаря этому может подвергаться оптимизации:

  • Расход топлива;
  • Подача воздуха;
  • Мощность;
  • Крутящий момент.

Основные функции электронного блока управления автомобилем:

  • Контроль и управление впрыском топлива в инжекторных двигателях;
  • Контроль зажигания;
  • Управление фазами газораспределения;
  • Контроль температуры жидкости охлаждающей системы;
  • Контроль положения дроссельной заслонки;
  • Контроль положения коленчатого вала двигателя;
  • Анализ состава выхлопных газов;
  • Диагностика неисправностей;
  • Контроль напряжения бортовой системы;
  • Контроль работы системы рециркуляции отработавших газов [2].
  • Каждая неисправность имеет свой код, который сканируется специальным устройством, подключающимся к ЭБУ, дешифруется и информирует нас о этой неисправности.

Сам блок управления имеет программное обеспечение и аппаратное устройство. В основе лежит микропроцессор, считывающих данные с датчиков [3].

Неисправностями работы самого ЭБУ могут быть:

  • Перегрев;
  • Плохой контакт, окисление, обрыв проводов, шины;
  • Сильная коррозия;
  • Попадание влаги;
  • Повреждения вследствие ударного воздействия;
  • Установка дополнительного оборудования, способствующего повышению напряжения;
  • “Прикуривание” другого автомобиля с севшим аккумулятором;
  • Проблемы в высоковольтной части системы зажигания;
  • Короткое замыкание.

В случае неисправности ЭБУ обязательно должна быть проведена комплексная проверка, осуществляемая профессионалами, по итогам которой принимается решение о ремонте или замене блока.

Проверка включает в себя:

  • Оценка качества сборки блока;
  • Диагностика электрической системы;
  • Проведение фрактографии (исследование изломов материала);
  • Оценка вероятности перегрева;
  • Проверка корпуса на наличие коррозии и разрушение [4].

                   Установка ЭБУ в современных автомобилях уже встречается повсеместно, особенно в условиях поышенных требований к экологичности автомобиля. Надежность электронных систем требует доработок, однако это очень перспективное направление.

Список литературы:

  1. История развития систем управления ДВС и диагностики [электронный ресурс] URL: https://www.madi-auto.ru/forum/index.php?topic=18959.0
  2. ЭБУ – устройство, принцип работы [электронный ресурс] URL: http://vodi.su/ebu-ustroystvo-printsip-rabotyi/
  3. Что такое блок управления двигателем: какие бывают блоки, неисправности и проверка [электронный ресурс] URL: http://krutimotor.ru/bloki-upravleniya-dvigatelem-vidy-ustrojstvo-remont/
  4. Электронный блок управления [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F