ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА

PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION AND ENFORCEMENT OF ADMINISTRATIVE FINES

Необходимость наказания виновника за совершенные нарушения существовала, и будет существовать, пока есть отношения гражданина и государства. Система наказания гражданина в виде различных штрафов существует давно, но окончательного справедливого и всеобъемлющего механизма назначения и применения штрафных санкций до конца не выработано. В действующем российском законодательстве эти механизмы закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в котором вводится понятие административного штрафа. [2]

В условиях быстро меняющегося мира и постоянных изменений в современном развитии нашего государства и последовавших в результате этого переменах в жизни общества (не всегда позитивных), проблема административного штрафа приобретает особую значимость, а в ряде случаев и тяжело разрешимую проблематику, особенно это касается взыскания штрафа с виновного. Постараемся разобраться в наложении и взыскании административных штрафов.

К нарушениям общественного порядка, за которые предусмотрены административные штрафы, относятся: курение, распитие спиртных напитков в неположенных местах, нецензурная брань. Общественный порядок – это некая система, состоящая из определённых элементов (правила общежития, обычаи, нормы морали, традиции и т.п.), разделяющая общество на: тех, кто неукоснительно соблюдает правопорядок и тех, кто нарушает его, тем самым показывая своё неуважительное поведение к обществу.

Ответственность за различные деяния, попадающие под нарушение общественного порядка, подробно рассматриваются в КоАП РФ. Согласно ст.12 ФЗ от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2019) нельзя использовать табачные изделия в следующих местах: балкон, лоджия общего пользования; лифт; подъезд; чердак, мансарда; подвал; этажи с коммуникациями; общественный транспорт; вокзал, платформа; рабочие места; детская площадка; иные общественные места. [2]

Курение в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов запрещено. В собственной же квартире жильцы могут курить, это не запрещено законодательством.  Табачный дым через вентиляцию попадает в соседние квартиры (особенно в ванных и туалетных комнатах) и наносит вред проживающим в них жильцам. Определить виновного в данной ситуации не представляется возможным, так как непонятно откуда распространяется табачный дым, поэтому и применить наказание в виде  административного штрафа невозможно.

Согласно статье 6.24 КоАП РФ нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на определенной  территории влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятьсот рублей, в зависимости от точного места курения.

По ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Так почему же величина штрафа варьируется от 500 до 1500 рублей? [3]

Мелкое хулиганство, является нарушением общественного порядка, выражается как неуважение к обществу, иногда сопровождается нецензурной бранью в общественных местах. Любое учебное заведение (колледж, университет) относятся к общественным местам. Очень часто становишься свидетелем, когда студенты (а они совершеннолетние) в стенах учебного заведения, в метро, в кинотеатрах и т.д. употребляют нецензурные выражения, порой забывая, где они находятся. Согласно статье 20.1. Мелкое хулиганство (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ) по определению влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Но привлечь нарушителей  к административной ответственности невозможно. Единственное, что можно сделать в сложившейся ситуации – это сделать замечание, хотя не знаешь, как они отреагируют на него.

Согласно статье 20.20 КоАП РФ за распитие алкогольной продукции в общественных местах предусматривается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи пятьсот рублей. Гражданин, находясь  в состоянии алкогольного опьянения – это вполне реальная угроза для окружающих. Привлечь нарушителя общественного порядка в данном случае не составляет и труда. Но размер административного штрафа настолько незначителен, что нет уверенности в том, что данное лицо не повторит свой антиобщественный поступок снова. [2]

Занятие проституцией является сферой нарушения прав человека, общественного порядка. Для общества существует реальная опасность - это массовое распространение венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции. Проституция - это определённый род занятий,  когда   женщины и мужчины добровольно вступают в беспорядочные половые связи и получают при этом вознаграждение.  По статье 6.11 КоАП РФ занятие проституцией - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятьсот до двух тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).  Размер штрафа не обеспечивает моральное удовлетворение за тот вред, который приносит проституция.

Рассмотрев отдельные нарушения общественного порядка, можно сделать вывод: административный штраф за данные деяния очень трудно взыскать с нарушителей.

Проблема в неналожении административного штрафа в приведенных примерах, на мой взгляд, состоит в том, что органы исполнительной власти Российской Федерации зачастую не знают о совершенных правонарушениях и, следовательно, виновники остаются безнаказанными.

По проведённым исследованиям оказывается, что только за 2019 год в России сумма административных штрафов, подлежащих уплате, составила   полтора миллиарда рублей. Согласитесь, это огромная сумма. Основная функция административного наказания – возмещение вреда, но при этом большая часть совершённых правонарушений остаётся безнаказанными, поэтому о возмещении вреда, принесённого ущерба, государству не имеет смысла.

Обратим внимание на нашего соседа Республику Беларусь, где, к примеру, размеры административного штрафа исчисляются в базовых величинах, которые законодательно устанавливает Совет министров Республики. Базовая величина – экономический показатель, определяющий абстрактный номинал покупательской способности денежных средств, который не связан с оценкой каких-нибудь конкретных нематериальных или материальных благ. И если штраф не будет уплачен в установленный срок, то он увеличивается на две базовые величины и может быть взыскан в принудительном порядке. Это говорит о том, что в Республике Беларусь законодательно устанавливаются высокие размеры неуплаченного административного штрафа и тем самым, преследуя и обеспечивая цели  воспитательного характера  в обществе. [4]

Список литературы:

  1. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003. С. 511-512.
  2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019).
  3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом изменений, внесенных указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № 130).
  4. Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях 194-З от 21.04.2003 г.