ТЕХНОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК МЕТОД РЕАБИЛИТИАЦИИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

VIRTUAL REALITY TECHNOLOGY AS A METHOD OF REHABILITATION AFTER A STROKE

Использовать технологии виртуальной реальности для реабилитации начали сравнительно недавно [1]. Связано это, в первую очередь, с несовершенством самой технологии несколько лет назад. Сейчас, когда технологии виртуальной реальности были значительно усовершенствованы, эта интеграция привлекает все больше врачей - специалистов по всему миру.

В реабилитации виртуальная реальность применяется для наибольшей реалистичности в моделировании среды и погружения пациента в деятельность, а также имеется мгновенная обратная связь, которая исключит возможность отвлечения внимания.

Обратная связь - подкрепление может быть как в процессе решения задач, а также после выполнения задания, это может быть визуальное, аудио или тактильное подкрепление [2]. Это необходимо для того, чтоб пациент знал, каких результатов добился, выполняя задание.

У пациентов, перенесших инсульт, часто возникают сложности с движением – моторные функции организма нарушены из-за повреждения мозга. Обычно в таких случаях назначается специальная терапия для восстановления двигательных навыков.

Научная группа из Орхусского университета (Aarhus University, Дания) предложила использовать для такой реабилитации технологию виртуальной реальности. В ходе экспериментов выяснилось, что эта технология достаточно эффективна [3]. Также такая терапия может быть дополнением к обычному лечению.

Для участия в научной работе пригласили 120 человек, средний возраст которых составлял 62 года.

Все они перенесли инсульт не более чем за месяц до начала исследования. У каждого из участников были так или иначе (в легкой или тяжелой форме) нарушены двигательные функции верхних конечностей: кистей, запястий, предплечий.

Перед началом работы ученые оценили, насколько свободно или не свободно каждый пациент может двигать руками.

Затем в течение четырех недель все участники по четыре-пять раз в неделю проходили часовую терапию: половине предложили стандартную программу реабилитации, а вторая половина использовала специальную программу с применением технологий виртуальной реальности, где пациенту предлагалось играть в игру с задействованием рук, на которые были надеты специальные сенсорные перчатки.

Результаты показали, что разницы между конечным состоянием больных из обеих групп не было – виртуальная реальность при реабилитации показала себя действенным средством. Автор исследования Ирис Бруннер (Iris Brunner) отметила, что может быть использован любой вид реабилитации в зависимости от того, что будет комфортнее пациенту.

По предположениям авторов, виртуальная реальность может стимулировать моторную кору [4] и за счет свойства пластичности мозга,   увеличивать реабилитационную возможность пациента.

Также авторы отметили, что зеркальные нейроны связаны с работой зон головного мозга, которые отвечают за планирование деятельности, это избирательно воздействует на моторные зоны коры мозга [5] и провоцирует мышечную активность.

Список литературы

1 Устинова К.И., Черникова Л.А. Виртуальная реальность в нейрореабилитации / К.И. Устинова, Л.А. Черникова // Анналы клинической и экспериментальной неврологии, 2008. Том 2, №4. С. 34–39.

2 Виртуальная реальность как метод восстановления двигательной функции руки / А.Е. Хижникова, А.С. Клочков, А.М. Котов-Смоленский, Н.А. Супонева, Л.А. Черникова // Анналы клинической и экспериментальной неврологии, 2016. Том 10, №3. С. 5 – 10.

3 Galvin J., Levac D. Facilitating clinical decision-making about the use of virtual reality within pediatric motor rehabilitation: describing and classifying virtual reality systems // Developmental neurorehabilitation, 2011, Vol. 14, № 2, p.112–122.

4 Jonassen D. Handbook of Research on Educational Communications and technology // 2nd ed., Lawrence Erlbaum Associates Inc., Publishers, 2014, p. 461–498.

5 Новостной портал «Вести.Медицина». Виртуальная реальность поможет пациентам после инсульта [Электронный ресурс]. URL:https://med.vesti.ru/novosti/issledovaniya-i-otkrytiya/virtualnaya-realnost.