РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА КАФЕДР АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ПЕРЕВОДА ПОСРЕДСТВОМ ЭКЗАМЕНА FCE

DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE 1ST YEAR STUDENTS OF ENGLISH PHILOLOGY AND TRANSLATION DEPARTMENTS THROUGH THE FCE EXAM

Нами была рассмотрена теоретическая часть исследовательской работы, выявлены теоретические аспекты понятия коммуникативная компетенция. Было выявлено, что термин «коммуникативная компетенция» многозначен и может быть использован в различных отраслях науки. Впервые в отечественной науке этот термин был использован М.Н. Вятютневым для обозначения способности человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы. В своей работе мы будем опираться на понятие Вятютнева М.Н. как  «выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной̆ адаптации» [1, с. 38]. Еще одной теоретической основой для нас послужит термин, введенный Л. Ф Бахманом [2, с. 206]. Нами так же была рассмотрена специфика экзамена FCE (B2 First Certificate in English), которая состоит из 4 частей: Reading & Use of English, Writing, Listening и Speaking [3, c. 16-20]. В частности, нами была исследована часть Speaking, которая послужит основным инструментом для выявления комфортных условий, способствующих эффективному развитию коммуникативной компетенции студентов 1 курса кафедр английской филологии и перевода Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ. Было выявлено, что экзамен направлен на выявление умения общаться на английском языке в письменной и устной формах в повседневных ситуациях на работе или учебе, и является востребованным во многих университетах по всему миру. Были изучены основные составляющие раздела FCE Speaking (Interview, Long turn, Collaborative task, Discussion), правила осуществления экзамена, временные рамки и цель проведения каждого из 4 частей данного раздела.

Следующим этапом нашего исследования становится применение данного типа экзамена в целях проведения диагностики уровня развития коммуникативной компетенции студентов Института зарубежной филологии и регионоведения, Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, групп ПО-18-101, АОР-18-151, АО-18-111, АПО-18-161. Согласно проведенному экзамену выяснилось, что наиболее успешно группы справились с заданиями в разделе Speaking, с общим количеством верных ответов в 58,4 %, когда как результаты по части Use of English были наименее успешны. Общее количество успешно подтвердивших высокие уровни  B2 – 13 (25,5%) C1 – 4 (8%), что составляет 33,3% от общего количества тестируемых первокурсников. 14 (27,5%) рецензентов подтвердили уровень B1. 20 участников тестирования FCE, что составляет 39% от общего количества   уровень A2.

Нами была проведена диагностика раздела Speaking, на основе которого было составлено процентное соотношение частотности получения баллов от 1-5 по представленным критериям. Согласно оценочной шкале CEFR, наибольший процент по всем четырем критериям части Speaking 32,3% набрала оценка 3, которая подтверждает, что обучающийся способен поддержать разговор на знакомые ему темы без подготовки. Способен организовать длинные диалоги, однако иногда в речи обучающегося проявляются ошибки, которые нарушают связность, общность или грамматическое построение текста. 15,15% от общего количества сдавших экзамен получили наивысшую оценку – 5. Обладатель данного балла способен использовать различные, подходящие по смыслу лингвистические ресурсы, выражая свои идеи или ведя длительный диалог, который практически полностью согласован.

Итак, на основе полученных результатов тестирования студентов языковой направленности ИЗФиР, СВФУ, нами были составлены рекомендации по развитию коммуникативной компетенции на базе экзамена FCE. Данные рекомендации приведены в двух видах: 1) рекомендации, составленные на базе выявленных ошибок, совершенных по следующим критериям: Grammar and vocabulary, Discourse Management, Pronunciation, Interactive Communication; 2) рекомендации, составленные на основе общих правил по прохождению частей Speaking: Interview, Long turn, Collaborative task, Discussion.

Исходя из выявленных результатов тестирования, общее количество верных ответов в разделе Speaking составляет 42,6%, что подтверждает невысокий уровень компетентности обучающихся в разделе говорения. Таким образом, нами были разработаны следующие рекомендации, включающие оценивающие аспекты (Grammar and vocabulary, Discourse Management, Pronunciation, Interactive communication)  по подготовке к успешной сдаче раздела Speaking на базе международного экзамена FCE.:

Наибольшее количество ошибок, согласно шкале оценок, было допущено в разделе Grammar and vocabulary (грамматика и вокабуляр). Данный раздел требует от тестируемого хороший уровень знания времен в английском языке – повторение и отработка всех простых и нескольких сложных грамматических форм в английском языке, повторение определенного запаса слов, достаточного для выражения собственного мнения и ведения диалога на уже известные темы. Рекомендуемый материал для повышения уровня владения грамматики и овладения требуемой лексикой: «Grammar and Vocabulary for First and First for schools by Barbara Thomas, Louise Hashemi, Laura Matthews» [4, 5].

Большое количество ошибок было так же определено в разделе Discourse management (управление дискурсом). Рекомендуется повторение и отработка упражнений, связанных с построением грамматически верных сложных предложений, связующих оборотов речи и слов-связок. Высказывания должны быть тематически обоснованы и логичны в своем развитии. Рекомендуемый материал: Урок Рэйчел Робертс, учителя British Council, который позволит развивать мыслительные навыки, латеральное мышление, коммуникативные навыки и повысить уровень знания связующих слов [6].

Следующий аспект, насчитывающий определенное количество ошибок – Interactive communication (диалоговая коммуникация). Успешное прохождение данного раздела требует повторения фраз взаимодействия и обсуждения, начала обсуждения и ответной реакции. Рекомендуемый материал для развития диалоговой связи: Использование Cambridge English First. Handbook for teachers [3] – электронный ресурс FCE Speaking materials, в котором собраны обучающие видео, видео с экзамена, файлы с образцами упражнений [31].

Наименьшее количество ошибок было допущено в аспекте Pronunciation, которое, насчитывает некоторые недопустимые ошибки в произношении. Рекомендуется повторение и отработка устных правил постановки ударения в словах и предложениях, а так же отработка правильной артикуляции отдельных звуков. Рекомендуемый материал для проработки произношения: Cambridge Dictionary в электронном и письменном вариантах [8, 9].

Так же, исходя из полученных результатов тестирования, нам удалось составить рекомендации для повышения уровня коммуникативной компетенции согласно Speaking и его частей: Interview, Long turn, Collaborative task, Discussion.

Interview: Учитесь давать краткие, но емкие ответы на типичные вопросы. Пример: вступительная часть, которая называется «warm up» (разогрев). Данная часть обычно включает вопросы: What is your name? (Как вас зовут?) и Where are you from? (Откуда вы?). Отвечая на вопрос «Where are you from?», назовите не только название города, но и определите какую-то его особенность: «It is a small provincial town / big city / megalopolis.» Назовите местонахождение: «It is situated in the North/South/East/West of the country». Какие черты города можно выделить: It is a cultural capital / a capital of fashion / an industrial city. Назовите любые особенности вашего города, однако, стоит помнить, что 1-2 фактов будет достаточно.  Не следует отвечать одним словом Yes/No или элементарными предложениями, такими как I like it / I agree with you. В то же время не стоит давать чрезмерно длинные ответы и вдаваться в подробности. Старайтесь ответить  на вопрос прямо. К примеру, если экзаменатор спрашивает вас о планах на будущее, не стоит говорить, место вашей работы или учебы и почему вы хотите поменять данные места. Подобная формулировка будет являться ответом на конкретно поставленный вопрос. Вам стоит ответить, что вы планируете поменять работу, поскольку, к примеру, вы обнаружили что-то интересное, планируете переехать за границу. Старайтесь соблюдать беглость речи, если вы забыли слово – замните его синонимом [7].

Long turn: Успешное прохождение данной части требует умения описывать и сравнивать картинки. Здесь стоит упражняться с большим количеством разных изображений. Учитесь выражать свое мнение. Стоит выучить связующие слова, такие как: «As far as I’m concerned», «I tend to think that». Не стоит использовать только просторечивые фразы: «I think », «I like», «I don’t like». Нужно помнить, что на выполнение данной части выделена 1 минута, поэтому упражняйтесь засекать время и высказывать свои мысли вовремя. Начать речь стоит с общего описания: кто изображен, что он делает. Обязательно нужно обозначить тему, изображенную на картинке. Помните, что задание состоит в сравнении картинок, а не в описании их по отдельности. Для сравнения можно использовать фразы: «These two pictures show people who», «In the first picture ... is depicted», « and in the second picture we can see ».

Collaborative task: Одним из лучших вариантов для развития данного навыка является тренировка с тем, кто довольно владеет английским. Если такой возможности нет, нужно учиться рассуждать самостоятельно. При условии последнего, чтобы не превратить диалог в монолог, засекайте время так, будто вы говорите с собеседников, то есть, половину от всего времени на данную часть. Нет списка определенных тем, которые могут попасться на экзамене, поэтому учите слова и выражения для постановки собственного мнения, выражения согласия или, наоборот, несогласия. Начать стоит с вступительной фразы:  «Let’s begin with», «Why don’t we start by discussing», «We could start by talking about». Сначала нужно обсудить плюсы и минусы каждой идеи, после чего, нужно перейти к общему заключению. Очень важно прийти к общему мнению в заключении. Вам нужно выбрать один вариант из всех предложенных вместе со вторым кандидатом. Учитесь слушать собеседника, чтобы диалог не превратился в монолог. Если вам попался неразговорчивый собеседник, постарайтесь задать ему наводящие вопросы: «What do you think of it?», «What is your opinion on the issue?», «I think... What about you?». Помните, что в данной части важно показать не умение производить долгую и красивую речь, а умение вступать в диалог и поддержать тему разговора. Если второй кандидат не позволяет вам вступить в общение и ведет долгую речь, постарайтесь не перебить его, а вежливо вступить в разговор с помощью фраз.

Discussion: В данной части, как и в части Collaborative task, нужно тренироваться вести диалог, засекаемое время, с кем-то или самому. Экзаменатор может задать 5-6 вопросов. Ответ на каждый вопрос должен занять от 20 до 30 секунд. Вам нужно использовать слова и грамматические конструкции, соответствующие уровню Upper-Intermediate.Тренируйтесь отвечать строго по теме, так как вопросы, в основном, звучат  кратко: «What do you think», «What is your opinion», « What can you tell about». Используйте linking words (слова-связки). С их помощью можно выразить идею логично и последовательно, сравнить одну идею с другой, подвести монолог к заключению [10].

В заключение можно сказать, что данный современный формат экзамена FCE, может быть использован в качестве инструмента в целях определения уровня коммуникативной компетенции. Данный вид экзамена при его дальнейшем развитии и внедрении в обучение студентов языкового профиля, способен приобрести форму условий, обеспечивающих эффективное развитие коммуникативной компетенции. Дальнейшее использование и развитие условий для проведения экзамена FCE в рамках ВУЗа способно не только ознакомить, подготовить студентов к сдаче сертифицированного международно экзамена, но и вывести качество языкового образования на новый уровень.

Список литературы:

  1. Вятютнев, М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах [Текст] / М. Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. – 1977. – No 6. – С. 38–45.
  2. Bachman, L. Fundamental Considerations in Language Testing / Lyle Bachman. – Oxford: Oxford University Press, 1990. – 408 p.
  3. Cambridge English First. Handbook for teachers // Cambridge, United Kingdom; «Cambridge English Language Assessment». – 2015. 74 c.;
  4. Thomas Barbara Thomas, Hashemi Louise, Matthews Laura. Grammar and Vocabulary for First and First for schools / Cambridge University press: Dubai, Oriental Press, 2015. – 255 p.;
  5. Grammar and Vocabulary for First and First for schools [Электронный ресурс] // http://eslcafe.ru/wp-content/uploads/2018/10/Cambridge-English-Grammar-and-Vocabulary-for-FCE.pdf 
  6. Roberts Rachael. The mistery of the sand. Lesson plans [Электронный ресурс] // https://www.teachingenglish.org.uk/article/mystery-sand
  7. FCE Speaking Materials. Videos and PDF files with sample exercises schools [Электронный ресурс] // https://www.englishoms.ch/fce-exam/speaking/
  8. Cambridge Dictionary. Cambridge University Press 2019 [Электронный ресурс] // https://dictionary.cambridge.org/
  9. Cambridge Learner's Dictionary. English-Russian (+ CD-ROM) / Cambridge University Press, 2011. – 1066 р.;
  10. FCE Speaking. Как готовиться и отвечать. Инглекс-блог [Электронный ресурс] // https://englex.ru/how-to-prepare-for-fce-speaking/
g