Государственная экологическая политика России

State environmental policy of Russia

Промышленное освоение России бесспорно носит противоречивый характер, выявляются отрицательные последствия для экологии территорий и здоровья населения. В связи с этим наибольшую актуальность начинает набирать проблема экологической политики государства.

     Под экологической политикой принято понимать взаимодействие различных экономических, политических и социальных структур, направленных на реализацию стратегии в сфере охраны природы и окружающей среды, а также как деятельность, с помощью которой при посредничестве государства, общественных, политических организаций регулируется отношение общества к природе с целью её защиты и развития [1]. При этом, в федеративном государстве в части экологической политики региональной власти отдается наибольшая роль. Итак, региональная экологическая политика- это процесс, куда включены органы государственной власти субъекта федерации, а также негосударственные структуры (местное самоуправление, бизнес, общественные организации, граждане и др.), деятельность которых направлена на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду [2]. Безусловно, на экологическую политику влияют особенности региона: характер промышленности, природно-ресурсный потенциал, здоровье и культура населения и т.д.

         Республика Саха (Якутия) является одним из крупных субъектов Российской Федерации, входит по зонированию к территории Дальневосточного федерального округа, занимая общую площадь около 3083,5 тыс. км2. Как и другие районы Дальнего Востока характеризуется менее плотным населением, в экономике преобладает горно- добывающая промышленность. По данным Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) на 1 января 2019 года учитывается 2116 месторождения полезных ископаемых [3].

      Если определить систему экологического управления, то принято выделять нормативную составляющую и органы управления.

      Нормативное регулирование включает в себя федеральные законы и законы субъекта. Конституция РФ содержит общие положения об охране окружающей среды, федеральные законы и кодексы определяют требования в области природопользования и обеспечения экологической безопасности. Республика Саха (Якутия) в рамках установленных для субьекта полномочий, вправе устанавливать дополнительные правовые нормы, не противоречащие федеральным законам. Отдельные вопросы в области охраны окружающей среды отнесены к вопросам местного значения и исполняются органами местного самоуправления. Кроме этого, имеет место практика передачи федеральных полномочий на региональный уровень, например, в части лесных отношений, с сохранением контроля федеральных органов власти их исполнения.

     Управление  природопользованием и охраной окружающей средой. Экологическая политика определяется Министерством природных ресурсов России и экологии (Минприроды России), которое является федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления охраной окружающей среды. Контрольно-надзорные полномочия закреплены за подведомственными ему службами и агентствами (Росгидромет, Росприроднадзор, Роснедра, Рослелхоз, Росводресурсы). Кроме этого, отдельные полномочия имеются в других министерствах и ведомствах (Минсельхоз России, Росрыболовство, Минпромторг России, Минэнерго России и др.). В Республике Саха (Якутия) необходимо выделить Министерство охраны природы республики, которая была преобразована из Министерства экологии и природопользования Республики Саха (Якутия) указом Президента Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 1994 года №864. Ей переданы были все государственные контролирующие и экспертные функции в области охраны окружающей среды и экологии.

   Региональная экологическая политика осуществляет следующие функции:

- законодательное регулирование

- экологический мониторинг

- сохранение и обогащение разнообразия флоры и фауны

- сотрудничество с природопользователями

- межрегиональное и международное сотрудничество

- научно-техническое и информационное обеспечение охраны окружающей среды

- экологическое образование и воспитание.

    По мнению исследователей региональной власти отведена особая роль, так как она выполняет практические конкретные меры, потому что регионы непосредственно страдают от загрязнения, к тому же обладают необходимой информацией для принятия мер [5]

      Таким образом, в экологической политике именно государственная власть регулирует процессы, которые происходят в этой сфере. Исходя из вышеизложенного можно выделить методы экологического управления: метод принятия решений (политическое прогнозирование, планирование, программирование), юридический подход (разработка, принятие и контроль за исполнением законов),  экономические рычаги (стимулирование природоохранной деятельности предприятий и пр.).

 

Литература:

[1] Пугачев А.В. Экологическая политика на современном этапе: содержание, цели и задачи // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2009. № 2. С. 81.

[2] Мекуш Г.Е. Экологическая политика и устойчивое развитие: анализ и методические подходы. М., 2007. С. 81.

[3] https://minpriroda.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/files/Доклад

[4]https://minpriroda.sakha.gov.ru/Ob-ispolnitelnom-OGV-RS--/istorijaministerstva

[5] Ижко Ю.А., Колесник Ю.А. Современное состояние биосферы и экологическая политика. СПб., 2007.С. 166.