ДОГОВОР ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

CARGO TRANSPORT ORGANIZATION AGREEMENT

Система транспортных договоров довольно обширна, и представлена преимущественно договорами перевозок тем или иным видом транспорта. Но в этой системе существует специальная разновидность договоров, основным предметом которых является не собственно перевозка того или иного груза, пассажиров, а организация таких перевозок, то есть, такие договоры предусматривают не одну перевозку, а несколько, причем, совершаемых по определенной системе, что и позволяет выделить их как особую группу организационных договоров в общей совокупности транспортных договоров.

Характерность данного вида договоров, заключающаяся в их направленности на долгосрочную хозяйственную деятельность путем совершения однотипных действий участников такой деятельности подчеркивается и в научной литературе[1], и в правоприменительной практике[2]. Что касается таких договоров в сфере транспортной деятельности, то таких договоров здесь существует несколько видов, среди которых можно выделить:

- договоры, организующие совместную деятельность, то есть, предполагающих в дальнейшем заключение конкретных договоров между определенными участниками таких отношений. К таким договорам могут быть отнесены соглашения участников об организации процесса подачи автотранспорта под погрузку, а также последующего предъявлении груза к перевозке (п. 1 ст. 791 Гражданского кодекса Российской Федерации. Далее по тексту ГК, ГК РФ). Также, к таким договорам прежде всего стоит отнести соглашения о долгосрочной организации перевозок грузов автотранспортом (ст. 798 ГК РФ), такая договоренность получила в настоящее время широкое распространение в связи с созданием сетей торговли, с многочисленным торговыми точками, товар которым поставляется на основании организационного договора с автотранспортными компаниями;

- второй вид организационных договоров на транспорте, это соглашения, направление на обеспечение организованных перевозок, участниками которых помимо собственно грузоотправителя и грузополучателя являются и различные компании, оказывающие логистические услуги. К таким договорам С.Ю. Морозов относит «соглашения о прямом сообщении, о прямом смешанном сообщении, узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) (ст. ст. 788, 799 ГК)»[3].

Также, законом допускается заключение и иных, непоименованных договорных конструкций, отвечающих общим принципам договорных отношений в сфере транспортных услуг.

Непосредственно к организационным договорам с участием лиц, оказывающих услуги доставки груза автомобильным транспортом, помимо положений Гражданского кодекса, следует применять и нормы специального «автомобильного» законодательства, а именно – утвержденный федеральным законом Устав автомобильного транспорта (далее – Устав)[4].

Устав также предусматривает возможность существования различных договорных соглашений при осуществлении перевозок груза автотранспортом.

Это соглашения об организации долгосрочных перевозок, о чем можно сделать вывод из содержания п.5 ст.8 Устава, при которых перевозки осуществляются не путем заключения отдельного договора к каждой грузоперевозке, а путем направления заявки перевозчику, в которой указывается груз, начальный и конечный пункт конкретной перевозки. Все остальные существенные условия таких договорных отношений, в том числе и об ответственности сторон, об оплате, содержатся в соглашении об организации перевозок. В соглашении об организации также обычно указываются объемы перевозок, их периодичность, или обязанность перевозчика в установленный срок подать транспорт при получении заявки от грузоотправителя, порядок расчетов между сторонами. Эти условия являются существенными для данного вида договорных отношений. К другим условиям можно отнести непосредственный вид автотранспорта, так как это исполнение этого условие определяется самим перевозчиком исходя из тех грузогабартиных параметров, которые даны ему отправителем, но это условие может стать существенным, например, по требованию отправителя, с целью обеспечения целостности доставки, или иных условий доставки груза.

О том, что конкретный вид транспорта не обязательно является существенным условием организационного соглашения о перевозке грузов автомобильным транспортом можно судить и по содержанию ст.9 Устава, согласно которой перевозчик обязан предоставить под погрузку транспортное средство пригодное для перевозки, а не то, которое оговорено в договоре. В частности, такое положение, обусловлено тем, что ответственность за перевозку груза, его сохранность, несет перевозчик, и именно перевозчик может определить более квалифицированно, какое  транспортное средство будет в большей мере поставленной задаче, позволит быстро, а главное – безопасно, доставить груз в указанное место. Особенно это касается перевозки различного рода опасных грузов, для перевозки которых требуются специально оборудованные транспортные средства.

Сторонами организационного договора с целью систематической перевозки грузов обычно указывают перевозчика и владельца груза[5]. Но здесь, как представляется, могут быть и иные участники, например – владельцы логистических центров, через которые осуществляется доставка грузов. При этом, грузоперевозчик может быть и не один. Например, владелец груза заключает соглашение с одним грузоперевозчиком о доставке груза до промежуточного склада, с владельцем склада – о приемке груза, хранении, и последующей подаче под погрузку второму грузоперевозчику. Одновременно заключается договора со вторым грузоперевозчиком о доставке груза от склада к конечному потребителю или торговой организации. Такие организационные договора заключают и владельцы торговых сетей, обеспечивая тем самым себе доставку товара от производителя, с его распределением между отдельными торговыми точками на логистическом центре. Это уже сложны, комплексные многосторонние организационные договора, участниками которых являются не только грузоотправитель и грузоперевозчик, но и грузополучатель, и другие участники процесса доставки груза.

Как представляется, к организационным договорам в сфере автотранспорта следует отнести и публичные договора о перевозке пассажиров и грузов по регулярным маршрутам (Глава 3 Устава). Для обоснования данного вывода можно указать следующее:

- регулярные перевозки осуществляются на долговременной основе;

- сущность регулярных перевозок заключается в обязанности систематической подачи перевозчиком пассажирских транспортных средств к определенным местам маршрута перевозок, и перевозке пассажиров по заданному маршруту.

Особенностью этого организационного договора является то, что заказчиком таких перевозок обычно выступает публичное образование, к компетенции которого относится установление маршрута регулярных перевозок. При этом, муниципальное образование не является «собственником груза», а является представителем интересов населения этого образования, нуждающегося в таких регулярных перевозках. Оплата таких перевозок осуществляется непосредственно пассажирами, или пассажирами совместно с публичным образованием, компенсирующим перевозчику часть его затрат на организацию и осуществление таких регулярных перевозок.

Таким образом, организационные договоры в сфере автомобильных перевозок можно разделить на организационные договоры по перевозке грузов и организационные договоры по перевозке пассажиров. Первый вид организационных договоров носит частноправовой характер, тогда как организационные договоры по перевозке пассажиров имеют в своем составе и публично-правовые элементы.

Сторонами организационных договоров по перевозке грузов обычно выступают грузоотправитель / грузополучатель и перевозчик груза, но при наличии комплексного организационного договора участниками могут быть и иные лица, обеспечивающие доставку груза. Сторонами организационного договора регулярных перевозок могут быть публичные образования, устанавливающие маршрут регулярных перевозок и заключающие договор на регулярные перевозки с перевозчиком, непосредственно перевозчик, и пассажиры, полностью или частично оплачивающие затраты перевозчика.

Список литературы:

  1. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2. 560 с.
  2. Ефимова Л.Г. Рамочные (организационные) договоры / Л.Г. Ефимова. М.: Волтерс Клувер, 2006. 104 с.
  3. Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2011. 352 с.

 

 

[1] Ефимова Л.Г. Рамочные (организационные) договоры / Л.Г. Ефимова. М.: Волтерс Клувер, 2006. 104 с.

[2] См., например: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 января 2010 г. по делу N А29-1803/2009 // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. – М.: Норма, 2011.– С.177.

[4] Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ.2007. № 46. Ст. 5555.

[5] Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2. С.223.