АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация – административное приостановление деятельности.

Один из видов наказания имущественного характера – административный штраф, реализуемый в виде взыскания, налагаемый на правонарушителя, в виде установленной денежной суммы. Рубль – денежная единица в Российской Федерации (ст. 75 Конституции Российской Федерации). Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) установлена фиксированная величина административного штрафа, она взимается принудительно в случае совершения административного правонарушения. [2, 6]

В качестве основного административного наказания назначается административный штраф за совершенное правонарушение, так как имеет упрощенную процедуру назначения и исполнения. Правоохранительными органами или судебными структурами назначается штраф.

Для установки факторов, повлиявших на лицо, в результате которых было совершено административное правонарушение, и вынесения наиболее точного вердикта исполнительными органами рассматривается индивидуально мера административного наказания – штраф.

Как размер, так и условия назначения административного штрафа правоприменителем определяются индивидуально, для юридических, должностных так и гражданских лиц являющихся субъектом административной ответственности в статьях Особенной части КоАП РФ.

Для обеспечения и соблюдения гарантий прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, следует применять только судебный порядок вынесения административных штрафов.

Официальная статистика Федеральной Службы Судебных Приставов Российской Федерации (далее ФССП РФ) свидетельствует о значительно низком уровне назначения штрафов. По итогам работы за 2018 год в большинстве муниципальных органов ФССП РФ отмечена стабильная положительная динамика по выявлению административных правонарушений, подведомственных ФССП РФ.

Согласно данным статистики должностными лицами территориальных органов ФССП РФ возбуждено 587 328 дел об административных правонарушениях, что на 6,3 %, или 34 727 дел больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (552 601 дело). [8]

В суд направлено 330 130 дел об административных правонарушениях, из которых рассмотрено 325 733 дела. По результатам их рассмотрения, судьями было назначено 317 328 административных наказаний. Из которых: в виде административного ареста – по 36 403 делам; обязательных общественных работ – по 142 498 делам; административного штрафа – по 137 236 делам (на общую сумму более 1,3 млрд. руб.); предупреждения – по 1 191 делу. Рассмотрено 256 472 дела об административных правонарушениях Должностными лицами ФССП России, из них с назначением наказания в виде штрафа рассмотрено 250 603 дела, на общую сумму более 2,3 млрд. рублей. [8]

Рассмотренная статистика явно показывает неэффективность современной Российской системы назначения административных штрафов.

Вопрос соразмерности штрафа проступку становится всё острее с каждым днём, и это подтверждается общественным мнением. Так как административный штраф является источником пополнения бюджета соответствующего надзорного органа, выявляющего состав административного правонарушения, что в свою очередь идет на устранение, возмещение последствий административного правонарушения, то с повышением мер наказаний за мелкие проступки повысится и поступления в бюджет, а также повысится дисциплина и ответственность граждан.

Для сокращения числа лиц, привлекаемых к административной ответственности в виде наложения административного штрафа судебным органам, следует руководствоваться общим правилом: за впервые совершенные административные правонарушения без отягчающих обстоятельств – предупреждение [6]

Предупреждение должно назначаться совершившему административное правонарушение (за исключением грубого административного правонарушения) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, являющемуся в том числе субъектом мелкой или средней буржуазии, а также их работникам, что в свою очередь будет являться инструментом профилактики административных правонарушений.

На данный момент основным предметом споров в правительстве Российской Федерации является размер административного штрафа и соответствие его проступку и социальному положению провинившегося. При назначении административного наказания в виде административного штрафа необходимо, чтобы его размер определялся: с учетом финансового положения лица; с учетом имущественного положения лица; с учетом вреда причиненного действием лица; с учетом действия или бездействия лица при совершении противоправного действия; с учетом дохода, заработной платы лица, привлекаемого к административной ответственности, а также размер должен зависеть от юридического титула лица.

Необходимо доработать возможность изменение применения штрафа на предупреждение или назначение минимального штрафа при условии добровольного устранения последствий или добровольном возмещении ущерба после административного правонарушения.

КоАП РФ должны быть установлены тарифы для уменьшения или увеличения административного штрафа. Если существуют обстоятельства отягощающие административную ответственность, то увеличение размера, или же при обстоятельствах уменьшающих административную ответственность – уменьшение.

Можно подвести итог: применение выше приведенных мер правового регулирования при назначении административных взысканий, будет способствовать более эффективному применению административного штрафа, и как следствие, произойдет спад административных правонарушений.

Список используемых источников:

  1. Ахметшин Р.А. К вопросу об организации работы специальных приемников для содержания лиц, подвергнутых административному аресту // Актуальные проблемы права и государства в XXIвеке. 2016. № 8-2. С. 213-218.
  2. Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 18-19.
  3. Лысенко Е.С. К вопросу об организационно-правовой форме предпринимательской деятельности // Евразийская адвокатура. 2016. № 3 (22). С. 118-120.
  4. Максимов И.В. Административные наказания. URL: http://world-books.biz/pravo-administrativnoe/administrativnyie-nakazaniya. html.
  5. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003. С. 511-512.
  6. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019).
  7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом изменений, внесенных указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № 130).
  8. Письмо ФССП России от 27.02.2019 № 00045/19/64400-ВВ «Обзор практики применения должностными лицами территориальных органов ФССП России полномочий административной юрисдикции за 12 месяцев 2018 года»: сайт — 2008-2019 Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)—URL: http://fssprus.ru/2621579/