Использование методов телесной терапии в психокоррекции агрессивного поведения дошкольника

Исследование и коррекция агрессии в дошкольном возрасте очень важна, так как именно в это время, начинает закладываться основа будущей личности.

Для коррекции агрессивности дошкольников используются много техник, упражнений и методов. В рамках данного исследования, нам бы хотелось выделить телесно-ориентированную терапию. Детям дошкольного возраста привычно выражать все эмоции языком тела. Важным компонентом данного вида метода коррекции агрессивного поведения является знакомство ребенка с телом, которое направлено на расширение сферы осознания им своих глубоких внутренних потребностей и переживаний. Всем известно, что потребности, ощущения, желания и чувства кодируются в определенных телесных состояниях. В дошкольном возрасте, дети могут испытывать недостаток любви, понимания и нехватку физической и телесной теплоты, тем самым они отталкивают своим поведением окружающих и вызывают неприязнь.

Психокоррекционная работа для детей дошкольного возраста, направлена на психологическую профилактику агрессивного поведения и обучение родителей эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми.

Для исследования агрессивности у детей, мы использовали метод наблюдения, проективную методику «Кактус», методику «тест руки Вагнера» и цветовой тест Люшера. Всего было исследовано 17 детей дошкольного возраста (12 мальчиков, 5 девочек), из них агрессивное поведение было выявлено у 10 детей (8 мальчиков, 2 девочек). В качестве критерия разделения их по экспериментальным уровням выступило агрессивное поведение дошкольников.

По итогам всех методик, которые мы использовали для выявления агрессивности ребенка, можно увидеть следующие результаты в (Диаграмме №1):

Диаграмма №1

http://meridian-journal.ru/uploads/2174-2.PNG

По результатам методик, на диаграмме наглядно изображено, что у 20% детей агрессивность проявляется во всех методиках (МС, КС), у 40% в трех методиках (СМ, ГС, ЧД и ПС), и только у 20% на одной методике проявляется агрессия (ДИ, ПП).

По результатам повторного исследования, после телесно-ориентированной терапии, вышли следующие результаты:

На диаграмме №2 мы видим, что только у одного ребенка улучшились результаты данных по определенным методикам. Можно предположить, это связано с тем, что мы не привлекли в психокоррекционную программу и в работе родителей, так как без их помощи невозможно добиться хороших и положительных результатов.

По словам воспитателя, поведение ребенка (ЧД) наглядно изменилось после психокоррекции методом телесной терапии.

Делая вывод, нам бы хотелось наглядно изобразить изменение результатов методик до и после применения телесно-ориентированной терапии и сравнить, насколько повлиял психокоррекционный метод для детей дошкольного возраста.

Диаграмма №2

 

На диаграмме 8, видны соотношения результатов 1го и 2го срезов диагностики по методикам «Кактус», 8ми цветовой тест Люшера, тест руки Вагнера и «уровень агрессивности ребенка»:

Диаграмма №3

На основании проведенных работ мы сравнили экспериментальную и контрольную группы, где можно увидеть, что изменения произошли только в экспериментальной группе, где применялась телесно-ориентированная терапия. (Диаграмма №4)

Диаграмма №4

Вывод по исследованию

Нами были проведены сравнительные диагностические методы, которые мы разделили на 2 среза (до и после проведения телесно-ориентированной терапии). По полученным данным можно сделать вывод, что методы телесно-ориентированной терапии как психокоррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, в нашем случае, не сняла агрессию.

По полученным данным, только у 10% детей отсутствует проявление агрессии, после телесной терапии. Однако нельзя оценивать агрессивные тенденции как исключительно отрицательные. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности дошкольника в процессе его аффективного развития. Обычно это неизбежный этап психокоррекционной работы, пройдя через который с помощью взрослого, ребенок может приобрести более адекватные формы контакта с окружающей его реальностью. Можно даже говорить о том, что динамика самих проявлений агрессии часто является своеобразным показателем усложнения и большей гибкости в способах взаимодействия ребенка с его ближайшим окружением. Коррекция агрессии у дошкольников должна начинаться с выяснения ее причин. Если агрессия у детей не является сигналом нарушения в эмоционально-мотивационной сфере, то коррекционные действия могут быть направлены не на ее устранение, а на смягчение и недопущение негативных последствий агрессивного поведения у детей, чего мы и добивались, используя метод телесно-ориентированной терапии. Кроме того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей к адекватному восприятию проявления нарушения эмоционально-мотивационной сферы личности и привлечь их к совместной психокоррекционной работе.

Заключение

Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: использование методов телесно-ориентированной терапии дал нам возможность немножко снизить агрессивное поведение у детей дошкольного возраста, так как при процентных соотношениях методик мы видим убывание. Это можно расценивать как относительно благоприятный прогностический фактор.

Наличие агрессивных тенденций у детей достаточно распространено. Это свидетельствует о том, что агрессивность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста. А значит, проблема агрессивности стоит намного шире. Агрессивность требует более детального вмешательства извне. Это требует более активного внимания со стороны педагогов психологов и родителей детей, т.к. агрессивность, которая сложилась в раннем возрасте, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей жизни. Тем более, нужно учитывать тот факт, что данный возрастной период является наиболее благоприятным и эффективным для применения психокоррекционной и развивающей работы по преодолению негативных последствий агрессивного поведения, так как именно в это время начинает закладываться основа будущей личности.

 

 

Список литературы:

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
  2. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. М.: Ось-89. 2000.
  3. Бенилова С.Ю. Коррекция эмоционально - поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. №1. с. 68-72.
  4. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2004. 144 с.
  5. Ватова Д. Как снять агрессивность детей // Дошкольное воспитание. 2003 г. №8. с. 55-58.
  6. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2004. 288 с.
  7. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб.:ПИТЕР. 2004. 120 с.
  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У - Фактория, 2004. 192 с.
  9. Кудрявцева Л. Типология агрессия у детей и подростков // Народное образование. 2005 г. №9. с. 193-195.
  10. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением. // Воспитание школьников. 2002. №10. с. 31-32.
  11. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности. // Начальная школа. 2001 г. №2. с. 26-30.
  12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб. 2004.
  13. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. М.:Пед. Общество России. 2000.
  14. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. 128 с. (Специальная психология)
  15. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: Владос. 2002.
  16. Рычкрва Н.А. Дезадаптивное поведение детей. М.: Изд-во Гном и Д. 2000.
  17. Слободянник Н.П. Формирование эмоционально - волевой регуляции у учащихся начальных школ: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. М.: 2004. 176 с.
  18. Смирнова Е. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. 2003 г. №4. с. 62-67.