ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

LEGAL PROBLEMS OF YOUTH EMPLOYMENT OF RUSSIA

Основные права граждан в сфере занятости закреплены в Конституции Российской Федерации. В статье 37 Конституции устанавливается, что абсолютно каждый гражданин имеет право свободно использовать свои трудовые способности, выбирать род деятельности и профессию. В свою очередь, государство обязуется гарантировать эффективное осуществление этих прав, а также защиту от такого явления, как безработицы.

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) в свою очередь является базовым актом отрасли и в соответствии с ч. 3 ст. 5 он имеет приоритетное значение по сравнению с другими федеральными законами. Трудовой кодекс является фундаментом в данной отрасли права, он определяет содержание всех институтов трудового права, закрепляет основные принципы трудового регулирования, определяет правовое положение работника и работодателя. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда [[1]].

Стоит отметить, что государственная политика Российской Федерации направлена на обеспечение полной занятости населения. Она выражена в двух формах:

1.Активная – создаются новые рабочие места, происходит переобучение работников или повышение квалификации для преодоления безработицы. 2.Пассивная – происходит материальная поддержка безработных путем выплаты пособий.

Нельзя не упомянуть, что государство безусловно заботится о своих гражданах, издает постановления, которые облегчают и гарантируют безопасность трудовой деятельности. Это Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" [[2]] и Постановление Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную" [[3]].

Основные направления государственной политики в сфере трудоустройства перечисляются в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (с изменениями и дополнениями).

Но можно сказать, что действующее законодательство России не полностью обеспечивает меры по предотвращению безработицы среди различных групп населения, в частности молодых.

В настоящее время одной из наиболее актуальных социальных проблем является сложность трудоустройства выпускников профессиональных учебных учреждений и образовательных учреждений высшего образования. В данный момент на рынке труда спрос на молодую рабочую силу, не имеющую опыта труда, профессиональных и практических навыков слишком мал. Большое распространение имеет скрытая безработица, когда работники дают согласие на неполный рабочий день из-за невозможности найти работу с полной занятостью.

Безработица – это социально-экономическое положение, при котором работоспособное население, готовое к труду, не может найти рабочее место.

Численность работоспособных граждан от 15 лет и старше в январе 2019 года составила около 75 миллионов человек, из которых 71 миллион человек классифицировался уже рабочими и 3,8 миллионов человек – как безработные [[4]].

Согласно данным Росстата, самый высокий уровень безработицы в России наблюдался среди недавних выпускников школ – около 27%. Почти вдвое меньше – среди молодых людей в возрасте 20–25 лет – около 15%.

К сожалению, количество безработных среди молодежи с годами только растет: в 2015 году было около 17,5 %, в 2016 году — 28,5 %, в 2017 году — 30 %.

Стоит отметить, что молодежь – особая социально-демографическая группа людей, выделяемая на основе своего возраста (приблизительно от 14 до 30 лет), особенностей психологических качеств и социального положения.

У молодежи есть профессиональный потенциал, который необходимо реализовать. Студентам уже на первых курсах необходимо устраиваться на работу, чтобы получать необходимый опыт. Однако мало кто готов брать совсем новичков. С получением диплома о профессиональном образовании ситуация тоже слабо меняется. Работодателям необходимы люди с опытом, гибкие, способные преодолеть конкуренцию. Молодежь не успевает адаптироваться в трудовой среде.

Поэтому в России необходимо пересмотреть правовое регулирование, меры по обеспечению трудоустройства, то есть систему мероприятий, проводимых государственными органами и общественными организациями в целях помощи гражданам в поиске, направлении и устройстве на работу.

Итак, какие меры можно предпринять, дабы решить проблему занятости и обеспечить в полной мере право граждан на труд?

  1. Необходимо проводить эффективные профориентации. Еще в школе ученики должны определить, что им интересно, в какой сфере они хотели бы строить свою карьеру, сделать осознанный выбор. Нужно учесть их индивидуальные особенности. Более того, требуется ознакомить их с наиболее актуальными профессиями, сделать прогноз о том, какие профессии в будущем будут иметь наибольший спрос, рассказать о перспективах.
  2. Необходимо создание большего количества рабочих мест, квотирование рабочих мест. Нужно обеспечить различные стажировки, подготовки к трудовой деятельности; закрепить молодых специалистов без опыта работы на различных предприятиях, в учреждениях, фирмах.
  3. Нужно увеличить сотрудничество Университетов с предприятиями. Студентам необходимо получать практические навыки уже во время учебы. В настоящее время в России это происходит неэффективно, поэтому требуется заинтересовать потенциальных работодателей, ознакомить студентов с обстановкой в трудовой сфере.
  4. Необходимо решать данную проблему на уровне каждого региона Российской Федерации. То есть нужно организовать сотрудничество государственных органов власти, органов местного самоуправления, различных служб занятости. Надо обеспечить: бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку службами занятости, бесплатное повышение квалификации, создание различных профессиональных курсов и мероприятий.

В Российской Федерации, конечно, все эти мероприятия проводятся, но все-таки необходимо их доработать и повысить значимость.

5.Требуется создать благоприятные условия для самореализации граждан: поддержка и поощрение волонтерства, общественных движений, молодежных инициатив; создание лагерей труда и отдыха, студенческих отрядов, предпринимательских форумов.

6.Необходимо развитие малого и среднего бизнеса. Здесь же можно проводить различные конкурсы лучших бизнес планов, награждать талантливых людей, помогать материально в воплощении их идей.

Таким образом, чтобы обеспечить реализацию трудовых прав граждан, необходимо провести ряд мероприятий и преобразований. Требуется на законодательном уровне стабилизировать социально-экономическое положение граждан, обеспечить благоприятные условия труда, правовую защиту, перспективы подъема по карьерной лестнице. Государству необходимо активно заняться поддержкой молодого населения, чтобы обеспечить им занятость, ведь они движущая сила современного общества.

Библиографический список:

  1. Данные Росстата // https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/34.htm.
  2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // КонсультантПлюс.
  3. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" // КонсультантПлюс.
  4. Постановление Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную" // КонсультантПлюс.
  5. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция) // КонсультантПлюс.
  6. Роль политических элит в развитии Конституции РФ. Малютин И.А., Малиненко Э.В. Молодежь - будущее России (проблемы элитообразования). Сборник докладов "круглого стола" молодых ученых в рамках Третьего Всероссийского элитологического конгресса с международным участием. 2019. С. 62-65.
  7. Влияние цифровизации управления на оптимизацию правовой системы (на примере конституций и уставов субъектов РФ). Малиненко Э.В. Вестник Поволжского института управления. 2019. Т. 19. № 2. С. 14-19.
  8. К вопросу о правовом положении человека и гражданина в субъектах Российской Федерации (на основе конституций и уставов субъектов Российской Федерации). Малиненко Э.В. В сборнике: 25 лет Конституции Российской Федерации: традиции и новации государственно-правового развития. Материалы Всероссийской научной конференции. 2018. С. 166-168.

Bibliographic list:

  1. Rosstat data // https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/34.htm.
  2. "Labor code of the Russian Federation" of 30.12.2001 N 197-FZ (ed. of 02.08.2019) / / ConsultantPlus.
  3. The RF Government decree of 25 February 2000 N 163 "On approval of the list of heavy works and works with harmful or dangerous working conditions under which it is forbidden to employ persons under eighteen years of age" // ConsultantPlus.
  4. The resolution of the Ministry of labor of the Russian Federation of April 7, 1999 N 7 "about the statement of Norms of maximum permissible loadings for persons younger than eighteen years at lifting and movement of weights manually" / / ConsultantPlus.
  5. The law of the Russian Federation "about employment of the population in the Russian Federation" of 19.04.1991 N 1032-1 (the last edition) / / ConsultantPlus.
  6. The role of political elites in the development of the Constitution of the Russian Federation. Malyutin I. A., malinenko E. V. Youth-the future of Russia (problems of elite formation). Collection of reports of the" round table " of young scientists in the framework of the Third all-Russian elite Congress with international participation. 2019. Pp. 62-65.
  7. Influence of digitalization of management on optimization of legal system (on the example of constitutions and charters of subjects of the Russian Federation). Malinenko E. V. Bulletin of the Volga Institute of management. 2019. T. 19. No. 2. Pp. 14-19.
  8. On the question of the legal status of a person and a citizen in the subjects of the Russian Federation (on the basis of constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation). Malinenko E. V. in the collection: 25 years of the Constitution of the Russian Federation: traditions and innovations of state-legal development. Materials of the all-Russian scientific conference. 2018. Pp. 166-168.

 

[1] «Трудовой Кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.12.2019) - статья 1 // КонсультантПлюс.

[2] Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" // КонсультантПлюс.

[3] Постановление Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную" // КонсультантПлюс.

[4] Данные Росстата на январь 2019 года // https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/34.htm.