ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ

PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS

Педагогической культурой считается компонент общей культуры людей, в котором находит отражение, накопленный предшествующими поколениями, а также постоянно обогащающийся опыт воспитания ребёнка в семье. Педагогическая культура родителей лежит в основе воспитательной деятельности родителей. От того, какой уровень педагогической культуры у родителей будет зависеть успешность и результативность семейного обучения и воспитания детей[4].

Педагогическая культура включает в себя несколько компонентов, например:

1) осуществление воспитательной деятельности;

2) умение организации жизни и деятельности детей в семье;

3) знание о развитии, воспитании и обучении детей;

4) понимание и осознание ответственности за воспитание ребёнка;

5) продуктивная связь с другими воспитательными институтами.

Содержание педагогической культуры не может существовать без знаний из областей педагогики, психологии, этики. Необходимо просвещение в областях таких наук, как педагогика, психология, физиология и коррекционная педагогика. Данные познания направят к пониманию возрастных особенностей развития детей, помогут учитывать его индивидуальность[4]. В особенности важны они в наше время, когда многие семьи обеспокоены качественным воспитанием и обучением ребёнка. В настоящее время семьи испытывают потребность в знаниях о целях, средствах и методах воспитания детей, и иногда коррекции и компенсации их развития. В содержание педагогической культуры включаются знания из многих наук, которые помогают осознанию психолого-педагогических и естественнонаучных основ современной семьи и домашнего воспитания.

Педагогическое взаимодействие между школой и родителями, это та деятельность, которая направленна на достижение главной и основной цели - всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Главным условием эффективной совместной работы родителей и школы выступают взаимная заинтересованность в достижении определённых педагогических целей. Взаимодействие семьи и школы осуществляется в следующих организационных формах:

1) организация систематического педагогического просвещения родителей по использованию и применению эффективных приемов работы с детьми;

2) координация планов воспитательной работы коллектива школы и родительских комитетов с четким распределением функций каждого участника воспитательного процесса;

3) изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков, осуществление совместных мер по их устранению.

Основную работу школа организовывает через родительское объединение - советы, клубы, общества содействия. Каждое из таких объединений обязательно должно иметь план, в котором формируется основные направления деятельности, а также и обязанности участников образовательного процесса. Работа по повышению педагогической культуры родителей может осуществляться через организацию родительских школ. С создания родительских школ начинается работа по созданию духовно-нравственных, этических, интеллектуальных ценностей. Школа занимается убеждением родителей в том, что необходимо пополнение багажа знаний по психологии, педагогики и изучения основ гуманистической педагогики. В ходе работы школы с семьей учащихся можно выделить такие уровни взаимодействия:

1) для благоприятно-неустойчивого уровня общения характерна доброжелательность, открытость в общении педагога с семьей;

2) оптимальный или благоприятный уровень взаимодействия характеризуются взаимопониманием, целесообразностью, содержательностью. При таком уровне общения учитель положительно относится к семье. Родители в свою очередь открыты для общения, активно посещают мероприятия, например, родительские собрания, делятся своим педагогическим опытом, участвуют в дискуссии. Этот уровень взаимодействия предполагает творческую инициативность учителя;

3) несогласованный уровень взаимодействия определяется стремлением представить свою точку зрения в вопросах обучения и воспитания. Несогласованность во взглядах на воспитание, поведение, не способствует эффективному развитию младших школьников;

4) нейтральный уровень отличается отсутствием установленных норм. Общение с родителями скоротечной, нерегулярное. Отсутствует взаимная заинтересованность в совместной деятельности;

5) неблагоприятный или конфликтный уровень общения отличается постоянным выяснением отношений, преобладанием эмоциональности над чувством ответственности. Такой уровень взаимодействия сильно негативно сказывается на развитии школьника.

Особенность работы с родителями, которая направленна на повышение педагогической культуры, требует от педагога наличия таких качеств, которые способствовали бы организации эффективного межличностного взаимодействия двух важных и главных субъектов воспитания - семьи и школы. Взаимоотношения с родителями учащихся педагог обязан строить на основах обоюдного доверия, показывая заинтересованность школы в сотрудничестве, готовности и желание в самый любой момент оказать психолого-педагогическую поддержку[1].

Для достижения поставленных целей в педагогическом просвещении родителей педагог может использовать следующие формы:

  • лекции;
  • консультации;
  • беседы;
  • день открытых дверей;
  • родительское собрание;
  • наглядная педагогическая пропаганда;
  • совместное участие с ребёнком в праздниках и конкурсах[1].

 Наглядная педагогическая пропаганда ориентирована на ознакомление родителей с вопросами по воспитанию через оформление тематических стендов, выставок литературы, буклетов и изготовление памяток, помогает доступно преподнести информацию о воспитании и образовании, показать методы работы. На повышение педагогической культуры родители направлены на тематические собрания. По форме проведения это могут быть беседы на психологическую, педагогическую тематику, лекции, читательские конференции по вопросам семейного воспитания, тренинги.

Таким образом, повышения педагогической культуры родителей младших школьников можно добиться через реализацию различных форм и методов работы родителей и школы. Значимость семьи огромна в становлении и формировании личности ребёнка. Родители являются первыми учителями своего ребёнка, они закладывают основы физического, нравственного и умственного развития личности ребенка. С целью того, чтобы семейное воспитание было эффективным, родителям необходим запас знаний в области психологии и педагогики, навыков педагогической деятельности и практических умений. Такие знания родители могут получать сами, а также при регулярном и активном взаимодействии с специалистами школы и педагогами. Школа должна использовать разные формы и методы:

  • лекции,
  • опросы,
  • родительские собрания,
  • наглядную педагогическую пропаганду.

В работе с родителями педагоги должны использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности каждой из семей. Для сбора информации будут эффективны такие формы, как интервьюирование, опросы, беседы, анкетирование и другое. Обязательным условием может являться наличие хорошо продуманного плана работы по повышению и формированию педагогической культуры родителей. Сотрудничество семьи со школой должно быть систематичным и регулярным. Когда будут соблюдены все условия, только тогда можно будет добиться хороших результатов в повышении педагогической культуры родителей.

 

Список литературы:

  1. Горлова, Е. В. Настольная книга классного руководителя начальной школы / Е. В. Горлова. - Ростов на/Д: Феникс, 2013. - 286 с.
  2. Гребенников И. В, Л. В. Ковинько//Семейное воспитание:– М.: Политиздат, 2010. – 319с.
  3. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Издат.: Дрофа, Русский язык, 2011.
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед учеб. Заведений.М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 232 с.