ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DESIGNING OF SOCIO-CULTURAL SPATIAL ENVIRONMENT OF A CHILD'S DEVELOPMENT IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Условиями детской жизни Станислав Теофилович Шацкий называет искусство, умственную и социальную жизнь, игру, физический труд, физическое развитие, комбинирование которых приводит к созданию жизненной атмосферы.

Если соотнести эти знания с сегодняшним днем, то необходимо создание социокультурного пространства, позволяющего ввести ребенка и помочь ему разобраться в многообразии, выбрать то, что интересно, нужно, необходимо.

Проблема организации предметно-развивающей среды не потеряла актуальности и сегодня, когда она активно исследуется с позиции личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей, духовного развития и саморазвития, полbкультурного образования и др.

Сущность образования как социокультурного феномена заключается в следующем: Образование и культура взаимообусловлены. На основании культуры определяются цели, задачи и содержание современного образования. В свою очередь образование направлено на сохранение и развитие культуры. [1]

Связующим звеном между образованием и культурой в данном случае выступает человек. Образование и культуры связаны между собой следующим: имеют общий объект, в качестве которого выступает человек; совместные общечеловеческие ценности: образование, культура, человек и т.д.; имеют творческий характер культурно-образовательной деятельности; общие функции: воспитание, обучение и развитие человека.

Успешность образования во многом зависит от его реализации в контексте конкретной культурологической парадигмы, которая в большей степени ориентирована, не на получение конкретных знаний и умения, а на усвоение учащимися элементов культуры и личностное развитие. [2]

Воспитатель должен быть носителем общечеловеческой культуры, проявление которой, учащиеся могут видеть в его речи, поведении, внешнем виде, взаимодействии с другими людьми и т.д. То есть, производя культурные ценности для своих учеников, педагог идентифицирует себя с культурой. Реализуемая им педагогическая деятельность является не просто передачей знаний, умения и навыков, а выступает в качестве диалога между разными культурами и обмен культурными ценностями.

На дошкольном этапе развития происходит формирование основных личностных качеств учащихся. Образование в этот период ориентировано не просто на преподнесение знаний, но и оказание помощи в развитии социальных навыков, упрощение протекания процесса адаптации, усвоения культурных норм и ценностей, формирование мировоззрения. Это требует тщательной подготовки содержания программ дошкольного обучения. Фактически, содержание дошкольного образования раскрывает его суть. Оно напрямую связано с развитием личности во всех сферах и формировании ее основных навыков.

Содержание образования напрямую указывает на те общечеловеческие ценности, которые будут усвоены личностью. От содержания образования зависит развитие способностей построения своей жизнедеятельности, развитие навыков самостоятельности и способности осознанно строить свою дальнейшую жизнедеятельность.

Наибольшее влияние на формирование пространства образования, оказывают следующие факторы: Уровень развития научно-технического прогресса. С развитием и повышением уровня общественного производства повышаются требования к подготовке будущих специалистов. [5]

 Повышение требований к процессу обучения обуславливает необходимостью постоянного развития и совершенствования системы образования. В настоящее время многие учебные заведения попали под влияние развитие научно-технического прогресса, в связи с чем, происходит их перестройка и расширение. Открывается много новых учебных заведений, которые полностью отвечают современным потребностям по подготовке специалистов актуальных и востребованных специальностей.

Так, в России в свете последних событий в сфере научно-технического прогресса значительно повышается роль средних и профессионально-технических заведений, так как большая потребность среди рабочих специальностей. Политика общества и интересы его различных событий. Система образовательного пространства находится в зависимости от политики, которая диктует уклон обучающих программ.

Политика общества оказывает влияние на построение системы образования. В том случае, если в обществе предусмотрена классовость, то и образование различных слоев населения осуществляется по-разному. С этой целью создаются образовательные учреждения, которые имеют различный характер. Например, создаются учебные заведения для зажиточных и низших слоев общества.

Национальные особенности и исторический опыт в области образования. На формирование образовательного пространства каждого отдельного государства оказывают традиции народа, исторический опыт в области образования.

Например, в России долгое время существовало раздельное обучение мальчиков и девочек. Данная тенденция до сих пор практикуется в ряде мусульманских стран. Обусловлено такое разделение народными традициями и гендерными различиями в обучении и воспитании детей. [3]

Педагогические факторы. Данные факторы являются одними из самых многочисленных. Так, например, изначально создание яслей и детских садов было обусловлено высвобождением женщин-матерей для их полноценной работы на производстве. С течением времени под воздействием различных педагогических факторов, пребывание детей в детском саду не стало ограничиваться лишь присмотром и удовлетворением физиологических потребностей детей, а их развитием и воспитанием. Далее дошкольное образование меняет свое направление на улучшение подготовки детей к школе и школьному обучению.

Педагогический фактор так же оказывает влияние при организации и создании разнообразных типов учебных заведений. Например, с педагогической точки зрения, профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях.

Однако, как было позднее установлено - эффективность профессионального обучения выше, если оно осуществляется на основании общеобразовательной подготовки. Исходя из этого, на базе общеобразовательных школ стали разворачиваться профессиональные учебные заведения, которые предусматривали возможность получения образования с той или иной ступени школы.

Таким образом, социокультурная среда может рассматриваться на разных уровнях: предметная, экологическая, информационная, интеллектуально-познавательная и др. Если рассматривать развивающую предметно-пространственную среду и социокультурную среду в категориях части и целого, то можно утверждать, что предметно-пространственная среда является частью социокультурной среды дошкольной образовательной организации.

Список литературы

  1. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2016. – 197 с.
  2. Козлова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2016. – 416 с.
  3. Крысько, В.Г. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 480 с.
  4. Курочкин, П.Р. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2014. – 736 с.
  5. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. – М.: Академия, 2015. – 272 с.
  6. Овечкина, А.П. Педагогика. Хрестоматия. – М.: Флинта, МПСИ, 2017. – 488 с.