ВАРИАТОР

VARIABLE SPEED DRIVE

В современных автомобилях базово предусматривается либо механическая коробка переключения передач, либо автоматическая, которая в свою очередь имеет свои разновидности. Вариатор – разновидность автоматической коробки передач.

Еще в 1490 году Леонардо Да Винчи разработал принцип работы бесступенчатой трансмиссии, в виде конических конструкций, между которыми натянут ремень, но широко распространения изобретение не получило.

В автомобили подобное устройство стали внедрять в конце 50-х годов XX века в экспериментальном порядке. И механизм со временем получил широкое распространение [1].

Обусловлено широкое распространение современными тенденциями, ставящим в приоритет не надежность конструкции, а автоматизацию движения и безопасность (водитель не отвлекается на лишние действия при движении и концентрирует почти все внимание на дороге).

Вариаторы также имеют свои разновидности, имеющие свои особенности, преимущества и недостатки.

Разновидности вариатора:

  • Клиноременный и клиноцепной;
  • Тороидный;
  • Магнитный (Скорее перспективная разработка, чем существующая разновидность);
  • Гидростатический;
  • Вариатор планетарного типа [2].

В современном мире чаще всего можно встретить клиноременные и клиноцепные вариаторы. Конструкция совершенно простая: на двух параллельно установленных валах на одном уровне установлены конусы, имеющие угол наклона к оси в районе 70о, между которыми натянут ремень/цепь. Конусы перемещаются, меняя радиус, и плавно изменяют передаточное отношение. Основными элементами этого устройства являются:

  1. Коробка-вариатор;
  2. Механизм, обеспечивающий передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя, а также механизм разъединения.
  3. Электронная система контроля и управления.
  4. Планетарный механизм заднего хода.

Именно механизм заднего хода является тем элементом, который сильно усложняет конструкцию и лишает ее основного преимущества, в виде простоты конструкции (и, как следствие, ремонтопригодности устройства).

Особенности управления автомобилем на коробке-вариатор.

  • Езда по бездорожью должна осуществляться с особой осторожностью ввиду повешенных нагрузок и жесткой эксплуатации, что может сказаться на работоспособности данного узла.
  • Пробуксовка крайне нежелательна. Подобные действия могут привести к перегревам механизма, тепловым расширениям, вследствие чего может наступить отказ.
  • Резкий старт крайне нежелателен. Вероятность повреждения внутренних частей трансмиссии очень велика, если температура масла не приближена к рабочей, поскольку будет существовать вероятность пробуксовки ремня/шкива и повреждения шкивов.
  • Требовательность к температурному режиму и системе смазки. Замену масла рекомендуется проводить не позже, чем каждые 30-40 тысяч километров пробега [3].

Преимущества управления автомобилем с коробкой-вариатор:

  • Мягкое переключение;
  • Легкое и комфортное управление;
  • Более динамичный и плавный разгон;
  • Топливная экономичность (Обуславливается отсутствием потерь мощности);
  • Экологичность;
  • Увеличенный ресурс двигателя;

Недостатки управления автомобилем с коробкой-вариатор:

  • Специальное масло;
  • Ограниченность установки (Только на автомобили с мощностью до 220 л.с./164 кВт);
  • Требовательность к осторожному управлению;
  • Сложная ремонтопригодность, низкие экономические показатели.

Сейчас вариатор – отличный вариант, но при этом имеющий свои недостатки. Однако учитывая научно-технический прогресс, данная разновидность автоматической коробки передач имеет хорошие перспективы в будущем, учитывая возможные доработки и совершенствования конструкции.

Список литературы:

  1. История создания вариатора, его преимущества и недостатки [электронный ресурс] URL: http://expres-servis.ru/info/1069/
  2. Вариатор [электронный ресурс] URL: http://vodi.su/variator/
  3. Что такое вариатор на автомобиле: его устройство, принципы работы и эксплуатации [электронный ресурс] URL: https://www.autocitroen.ru/company/news/variator-na-avtomobile/