ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ГИДРОКОМПЕНСАТОРА

THE PRINCIPLE OF OPERATION OF THE HYDRAULIC COMPENSATOR

Посредством износа деталей двигателя и образования зазоров существует необходимость в устройстве, способным устранять эти явления.

Изначально на автомобилях использовались механические регуляторы газораспределительного механизма. Использовались на автомобилях ВАЗ. Регулировка проводилась вручную, ориентировочно каждые 10 тысяч километров пробега. Снималась клапанная крышка и при помощи специального щупа производили выставление зазоров. В случае игнорирования этого мероприятия динамические характеристики ухудшались, повышался расход топлива, появлялся шум.

Конструкция совершенствовалась, и уже на переднеприводных автомобилях ВАЗ стали устанавливать механические толкатели, которые все равно нуждались в регулировке, но не такой частой.

Со временем появилась потребность в устройстве, автоматически проводящее подобные действия. Был изобретен гидрокомпенсатор [1].

Принцип действия основан на автоматическом изменении величины длинны гидрокомпенсатора на необходимую величину, равную образовавшемуся зазору в газораспределительном механизме.

Изменение величины длинны достигается за счет перемещения деталей под действием пружины и подачи масла из системы смазки двигателя [2].

Конструкция включает в себя:

  • Корпус (в зависимости от конструкции это может быть цилиндрический толкатель, коромысло или часть ГБЦ);
  • Плунжерная пара:
  1. Втулка (Направляет плунжер в четко заданном направлении и имеет с ним минимальный зазор, способствуя герметичности конструкции);
  2. Плунжер (Стальной цилиндр, имеющий в нижней части отверстие, соединяющее полости внутри плунжера и под ним).
  • Пружина плунжера (Расположена между плунжером (в полости под ним) и втулкой);
  • Обратный клапан (Стальной подпружиненный шарик).

                   Можно сказать, что эта деталь представляет собой маслонаполняемый цилиндр, имеющий подвижный поршень небольших размеров. Под давлением масло поступает в цилиндр. Находящиеся в цилиндре пружина и шарик перекрывают дренажное отверстие, через которое масло может выйти наружу, тем самым создавая некую упругость. Из-за небольшого коэффициента сжатия масла эти детали являются неким жестким элементом-посредником между распределительным валом и клапаном.

         Пружина плунжера давит на плунжерную пару, за счет чего происходит прижатие корпуса гидрокомпенсатора к валу, до упора, делая зазор минимально возможным.

         Кулачек распределительного вала в определенный момент такта давит на гидротолкатель, который в свою очередь открывает клапан.

         Обязательными условиями долгого срока службы этих деталей являются:

  • Своевременная замена масла;
  • Отсутствие перегревов двигателя.

Симптомами возникновения проблем с этой деталью можно считать: характерный стук, щелчки, треск и шум в районе клапанной крышки.

Игнорирование подобных симптомов может привести к следующим последствиям:

  • Потеря мощности двигателя;
  • Увеличение расхода топлива;
  • Прогорание клапанова;
  • Износ скользящих шеек распредвала, коромысел, толкателей и самих клапанов. Следствие – заклинивание агрегата [В].

Можно выделить преимущества и недостатки установки гидрокомпенсаторов.

Преимущества:

  • Автоматическая работа регулировки зазоров клапанов, не требующая обслуживания;
  • Увеличенный ресурс системы газораспределительного механизма двигателя;
  • Улучшенные динамические характеристики двигателя;
  • Минимальный расход топлива;
  • Тихая и плавная работа двигателя.

Недостатки:

  • Зависимость от качества и количества смазки. Желательно использовать синтетические масла;
  • Потребность в увеличении частоты замены масла;
  • Более сложная конструкция (Следовательно, менее ремонтопригодная);
  • Существует возможность забивания и ухудшения характеристик двигателя (Увеличения расхода, уменьшение тяги, шум).

Гидрокомпенсаторы выполняют важные функции в механизме ГРМ, и направлены на автоматизацию системы обслуживания двигателя. Даже учитывая минусы их установка полностью оправдана.

Список литературы:

  1. Гидрокомпенсаторы. Что это такое и почему они стучат [электронный ресурс] URL: http://avto-blogger.ru/dv/chto-takoe-gidrokompensatory.html
  2. Гидрокомпенсатор [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80
  3. Что такое гидрокомпенсаторы [электронный ресурс] URL: https://mytopgear.ru/interesting/engine/chto-takoe-gidrokompensatoryi/