АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИОВ

TOPICAL ISSUES OF THE STATUS OF TAXPAYER

Когда говорят про сильное правовое государство, то понимают правовое регулирование различных слоев общества, актуальное и объемное законодательство и правовой механизм применения этого самого законодательства. Но на сколько актуальным законодательство не было, новые общественные отношения появляются быстрее, чем законодатель просто отреагирует. В особенности данные явления описывают финансовые правоотношения. 

Государство управляет обществом благодаря праву. И когда право начинает действовать на различных лиц и организаций, то у них появляются различные статусы. То есть в зависимости от характера деятельности, которую осуществляет субъект, он наделяется своим экономическим или социальным статусом.[1]

Финансовое и налоговое право тесно связаны между собой.[2] Данное проявление можно увидеть в том, что лица и организации должны отдавать часть денежных средств в пользу государства, которые в свою очередь в будущем будут формировать бюджет Российской Федерации.

Из этого можно сделать вывод, что в налоговых правоотношениях встречаются случаи, когда сталкиваются интересы: как правильно частные и публичные, что в свою очередь напрямую влияет на понимание правового статуса налогоплательщика, его реализация.

Но статус налогоплательщика тесно связан и с другими отраслями права, таким как: трудовым, гражданским и др.

Например, НДФЛ может появиться тогда, когда налогоплательщик является работником. То есть в этом случаем статус налогоплательщика тесно связан с другими статусами и правоотношениями, подкрепленное доходом лица.

Ученые и правоведы выделят виды правовых субъектов: общий, специальный, индивидуальный, отраслевой.

Анализируя современное налоговое законодательство, можно проследить за термином «статус» с точки зрения НК РФ. Так, например в п. 3 ч. 2 ст. 45 НК РФ написано: « в случае неуплаты или неполной уплаты налога его взыскание производится в судебном порядке с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом статуса и характера деятельности налогоплательщика» . То есть, отсюда следует, что статус может переквалифицироваться налоговым органом, в зависимости от цели налогообложения, но о какой-либо базисной квалификации законодатель не закрепляет. [3]

Если обращаться к различной практике судов по делу о налогоплательщиках, то там понимается, что статус налогоплательщиков, их права и обязанности складываются конкретно из тех категорий налогов, по которым осуществляется уплата.

Анализируя все вышеперечисленное, можно понять, что законодатель статус налогоплательщика ставит в зависимость от многих аспектов и факторов:

  • Смена налоговых режимов
  • Налогооблагаемый доход
  • Судебные взыскания, штрафы, пени и др.

Законодатель рассматривает статус налогоплательщика с двух диаметрально разных точек зрения. С одной стороны, статус появляется исходя из налогового режима, в котором лицо осуществляет свою деятельность. [4] С другой стороны, статус налогоплательщика появляется вне налоговых правоотношений, но оказывает влияние на налоговые правоотношения.

Отсюда следует вывод, что при таком разном понимании «правового статуса» не представляется возможным применять закон для всех единообразно, что уже противоречит одному из главных принципов всей законодательной системы. Закрепление понятия «статуса» должно быть в гражданском кодексе и применяться одинаково для всех других отраслей права.

 Итак, правовой статус налогоплательщика представляет собой совокупность законодательно установленных прав и обязанностей организации, физического лица или индивидуального предпринимателя, определяющих их положение как участников налоговых отношений и оказывающих влияние на порядок налогообложения.

Для того, чтобы налогоплательщик качественно и в полном объеме реализовывал свои права и обязанности, исходя из своего статуса, государство должно контролировать внешние факторы, которые оказывают прямое влияние. К таким фактором относят доступность административных процедур (регистрация организаций налогоплательщиков, получение разного рода разрешительной документации, лицензий); государственные гарантии и уровень защиты инвестиций (страхование инвестиций, защита инвестиций от экспроприации или национализации, независимая судебная система, признание международно-правовых механизмов разрешения инвестиционных споров, принятие антимонопольных мер); различные налоговые стимулы (установление специальных налоговых режимов, предоставление льгот).

Законодатель также предусмотрел и другие юридической ответственности за нарушение налогового законодательства налогоплательщиком:

  • Дисциплинарная ответственность. Данная ответственность может применяться к лицам, ответственным за сдачу необходимой отчетности в налоговой орган (ст. 192 ТК РФ)
  • Административная ответственность. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов (ст. !5.1 КоАП РФ).
  • Уголовная ответственность. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (ст. 198-199.2 УК РФ).

           Стоит также упомянуть про гарантии налогоплательщика. Перечень гарантий закрепляется ст. 22 Налогового кодекса. Одно из самых важных гарантий налогоплательщика: налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Административная защита используется В случае нарушения законных интересов граждан со стороны органов власти различных уровней, которая реализуется административными органами, вышестоящими по отношению к нарушителям, либо специальными надзорными органами власти.

 Стоит привести пример, как это реализуется на данный момент. В результате налоговой проверки вся бухгалтерская документация открытого акционерного общества (ОАО) «Прогресс» была изъята Инспекцией федеральной налоговой службы (ИФНС) по г. Комсомольску-на-Амуре.

В связи с отсутствием у налогоплательщика документов и данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ОАО не произвело расчет налогооблагаемой базы по налогам и не исчислило суммы подлежащих уплате налогов, а также не представило в налого­вый орган соответствующие расчеты (декларации) по налогам.

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с требованием взыс­кать с общества санкции за неуплату налогов и непредставление деклараций.

В этом случае отсутствует вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. Доводы налогового органа о бездействии ОАО, которое, по мнению налогового органа, не приняло мер к получению копий документов, является необоснованным. Таким образом, арбитражный суд отказал налоговому органу в требо­вании о применении санкций к данному ОАО.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календар­ных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения про­верки (ст. 87 НК РФ).

Также, стоит отметить и то, что сам статус налогоплательщика закреплен в законодательстве с различных правовых оснований. Например, данный статус законодатель с одной стороны рассматривает как отдельно взятый режим налогообложения, а уже в другой правовой дефиниции тот же статус рассматривается как приобретаемый налогоплательщиком в отсутствии так таковых налоговых отношений. Отсюда следует, что такой правовой пробел (различное трактование одного и того же юридического термина) непременно приводит к различным проблемам. Законодатель должен закрепить если не единообразный термин налогоплательщика, то как минимум выделить и закрепить для каждой отрасли права отдельный термин «статус налогоплательщика». [5]

Другими словами, если государство будет подходить к данной проблеме комплексно, то законодатель увидит, как по-разному соотносятся различные факторы (частного и публичного отраслей права через призму статуса налогоплательщика) и их дальнейшее расхождение в правовой среде. Без данного анализа сложно делать какие-либо модели поведения, осуществлять правовое регулирование в целом. В таком индифферентном отношении государства к данной проблеме, законодатель всегда останется в роли «догоняющего».

И только, когда государство будет выполнять все спектр, то можно будет говорить о эффективной реализации прав и обязанностей налогоплательщика и его налоговой статус также будет играть немалую роль в системе налогового права.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Архиреева А.С., Белоусов Ю.А. Соотношение гражданского и налогового права. – Эпомен. 2018. №21. С.10-17.
  2. Крутова В.А., Очаковский В.А., Самсоненко Ю.А. К вопросу о соотношение институтов гражданского и налогового права – Общество и право. 2018 № 3 (65). С. 151-155.
  3. Козырин А. Н. Введение в российское налоговое право: Учебное пособие — М.: Институт публично-правовых исследований, 2017.
  4. Полежарова Л.В., Артемьев А.А. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в России: учеб. пособие / под ред. Л.И. Гончаренко. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2018.
  5. Суханов Е.А. Гражданское право: Общая часть. Учебник. В 4 т. Том 2. 2-е изд. перераб. и доп. – Статут, 2019.

 

[1]Архиреева А.С., Белоусов Ю.А. Соотношение гражданского и налогового права. – Эпомен. 2018. №21. С.10-17.

[2] Крутова В.А., Очаковский В.А., Самсоненко Ю.А. К вопросу о соотношение институтов гражданского и налогового права – Общество и право. 2018 № 3 (65). С. 151-155.

 

[3] Козырин А. Н. Введение в российское налоговое право: Учебное пособие — М.: Институт публично-правовых исследований, 2017.

[4] Полежарова Л.В., Артемьев А.А. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в России: учеб. пособие / под ред. Л.И. Гончаренко. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2018.

 

[5] Суханов Е.А. Гражданское право: Общая часть. Учебник. В 4 т. Том 2. 2-е изд. перераб. и доп. – Статут, 2019.