К вопросу об избрании главы муниципального образования

On the issue of the election of the head of the municipality

Как известно, в Российской Федерации (далее - РФ) власть разделена на три отдельных уровня: федеральный, региональный и местный. Каждый из них призван регулировать различного рода общественные отношения в пределах соответствующих территорий. Любое из публично-правовых образований нуждается в руководстве. Так, нашим государством руководит Президент РФ, регионами - соответствующие главы субъектов РФ, а муниципальными образованиями (далее - МО) - главы МО. Так, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ [1] (далее - ФЗ № 131) в статье 36 закрепляется положение о возможных вариантах избрания главы МО. Стоит отметить, что такое избрание осуществляется в соответствии с не только федеральным законодательством, но и региональным. Например, на территории Краснодарского края в 2005 году был принят Закон "О муниципальных выборах" [2] (далее - Закон № 966-КЗ), в соответствии с которым глава МО может избираться: 1) либо на муниципальных выборах;        2) либо представительным органом МО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Причем избрание первым способом осуществляется по мажоритарной системе абсолютного большинства, т.е. выигрывает тот кандидат, который получил более половины голосов. Такое положение, на наш взгляд, является эффективным, так как руководство муниципалитетом необходимо вверять лишь тем лицам, которые получили поддержку большинства голосов, а именно более 50%: в таком случае проявляется принцип большинства, присущий демократии.

В федеральном законодательстве также указывается, что в случае победы на муниципальных выборах глава МО может войти в состав представительного органа МО и стать его председателем либо возглавить местную администрацию. Иное положение предусматривается в случае избрания главы представительным органом МО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией: в таком случае глава обладает лишь одним полномочием - возглавить местную администрацию. Мы считаем, что такое разграничение является правильным.В связи с этим победившему кандидату может быть предоставлено право выбора между двумя указанными органами (если такое предусмотрено региональным законодательством или уставом МО).

Но в большинстве МО муниципальные выборы по избранию главы муниципалитета не проводятся. Глава местной администрации избирается представительным органом МО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Так, например, ч. 4 ст. 30 Устава МО Калининский район Краснодарского края [3] закрепляет положение об избрании главы МО Советом МО по конкурсу, т.е. глава не избирается населением. Также в Уставе МО Славянский район Краснодарского края [4] в ч. 4 ст. 30 закреплено аналогичное положение. Устав МО город Краснодар Краснодарского края [5] в ч. 5 ст. 35 также указывает на избрание главы МО по результатам конкурса. Многие другие Уставы МО содержат подобные нормы, характеризующие порядок избрания главы МО. Такое положение, на наш взгляд, не является правильным, так как в выборах главы не принимает участие тот субъект, которому глава подконтролен и подотчетен, - это население муниципалитета.

Можно отдельно выделить плюсы прямых выборов:

1) более высокий уровень легитимности, обеспечивающий более четкое разделение властей между исполнительным и представительным органами местной власти;

2) повышенный уровень участия населения в осуществлении власти на местном уровне;

3) более высокий уровень ответственности, так как прямые выборы возлагают прямую ответственность за главу МО, что влияет на его отношение к населению. [6]

Некоторые ученые-правоведы (например, Модин Н. А.) считают, что избрание главы представительным органом, а не населением является недопустимым, так как при таком раскладе население остается в стороне, глава ориентируется на мнение депутатов, что противоречит демократическим принципам власти народа [10]. Организационная независимость является непременным условием для установления самостоятельности местной власти.

Также существует мнение, что такое законодательное закрепление является следствием желания государства устранить население от местных выборов. Политика "укрепления вертикали власти".[8] При таком раскладе невозможно существование оппозиции, что в дальнейшем может привести к приданию принципу многопартийности декларированного характера. Устранение такого влияния государства возможно лишь при создании и слаженном действии гражданского общества в РФ.[9]

Согласно нормам ФЗ № 131 условиями конкурса могут предусматриваться  требования к уровню профессионального образования кандидата, претендующего на должность главы МО (абз. 7 ч. 2 ст. 36). Данное положение является неоднозначным, так как нет четкой регламентации данных требований. С одной стороны, будущему главе МО перед вступлением в должность стоит получить хотя бы одно профессиональное образование (высшее), так как в таком случае сразу повышается авторитет должностного лица, увеличивается количество теоретических и практических знаний, полученных за годы учебы. С другой стороны, непонятно, каким должно быть это образование: экономическое, юридическое, управленческое или иное. Вопросы местного значения очень разнообразны и требуют осведомленности во многих сферах жизнедеятельности общества. К тому же, к сожалению, не всегда годы учебы в университете проходят с пользой для обучающихся, поэтому нет гарантии того, что будущий глава МО добросовестно обучался, изучал проблемные моменты, которые могут возникнуть при решении проблем местного значения. Данный вопрос имеет дискуссионный характер, но по нашему мнению, актуальное содержание норм законодательства отвечает современным реалиям.

Таким образом, избрание главы муниципального образования занимает одно из важных мест в жизни муниципалитета, так как именно данное должностное лицо оказывает решающее воздействие на все население МО, в целом. Порядок избрания главы МО вызывает некоторые проблемные вопросы, требующие их разрешения на практике. Необходимо стремиться к тому, чтобы выборы главы муниципальных образований все чаще были прямыми, поскольку избрания данным образом будет более благополучно влиять непосредственно на муниципальное образование и на государство в целом.

 

Список использованных источников

 

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // РГРФ, №3316, 08.10.2003;
  2. О муниципальных выборах в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 26.12.2005 N 966-КЗ (ред. от 05.05.2019) // "Кубанские новости", N 199, 29.12.2005;
  3. Устав муниципального образования Калининский район (принят решением Совета муниципального образования Калининский район от 28 июня 2016 года № 60 в ред. от 30.05.2018) // Администрация муниципального образования Калининский район // Режим доступа: URL: https://kalininskaya-93.ru/city/index.php (дата обращения 01.12.2019);
  4. Устав муниципального образования Славянский район (принят решением восьмой сессии Совета муниципального образования Славянский район от 13 апреля 2016 года № 3 в ред. от 26.06.2019) // Администрация муниципального образования Славянский район // Режим доступа: URL: http://slavyansk.ru/article/a-27.html (дата обращения 01.12.2019);
  5. Устав муниципального образования город Краснодар (принят решением Городской думы Краснодара на XI заседании думы 5 созыва от 21 апреля 2011 года № 11 п. 6. в ред. от 23.05.2019) // Администрация муниципального образования город Краснодар // Режим доступа: URL: https://krd.ru/dokumenty/dokumenty-gorodskoy-dumy/ustav-munitsipalnogo-obrazovaniya-gorod-krasnodar (дата обращения 01.12.2019);
  6. Верижникова Н. М. Актуальные вопросы механизма выборов главы муниципального образования // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012. № 1. С. 26;
  7. Курдюк П.М., Очаковский В.А., Лихопатов Г.С. О проблеме избрания главы муниципального образования “Конкурсным” способом // Общество и право. 2018. №2 (64). С. 164
  8. Курдюк П.М., Очаковский В.А., Лихопатов Г.С Модели правового взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления: теоретические и исторические аспекты // Монография / Краснодар, 2014
  9. Курдюк П.М., Павлов Н.В., Очаковский В.А. Правовое регулирование взаимодействия органов государственного и муниципального управления: монография // Краснодар: Эпомен, 2019. 85 с.
  10. Модин Н.А. Муниципальное право РФ: Гражданско-правовые аспекты: учебник. Смоленск: Универсум, 2001. С. 36.

 

                                                       References

  1. About the General principles of the organization of local government in the Russian Federation: the Federal law of 06.10.2003 N 131-FZ (edition of 02.08.2019) / / RGRF, №3316, 08.10.2003;
  2. About municipal elections in Krasnodar Krai: the law of Krasnodar Krai of 26.12.2005 N 966-KZ (ed. of 05.05.2019) / / "Kuban news", N 199, 29.12.2005;
  3. The Charter of the municipal formation Kalininsky district (adopted by the decision of the Council of municipal formation Kalininsky district of June 28, 2016 No. 60 as amended from 30.05.2018) / / Administration of the municipal formation Kalininsky district / / access Mode: URL: https://kalininskaya-93.ru/city/index.php (accessed 01.12.2019);
  4. The Charter of the municipal formation Slavyansky district (adopted by the decision of the eighth session of the Council of the municipal formation Slavyansky district of April 13, 2016 No. 3 as amended from 26.06.2019) / / administration of the municipal formation Slavyansky district / / access Mode: URL: http://slavyansk.ru/article/a-27.html (accessed 01.12.2019);
  5. Charter municipal education city Krasnodar (adopted decision Urban Duma Krasnodar on XI meeting Duma 5 convocation from 21 April 2011 # 11 too costly 6. ed. from 23.05.2019) / / Administration of the municipality of Krasnodar / / access Mode: URL: https://krd.ru/dokumenty/dokumenty-gorodskoy-dumy/ustav-munitsipalnogo-obrazovaniya-gorod-krasnodar (accessed 01.12.2019);
  6. Verizhnikova N. M. Actual questions of the mechanism of elections of the head of municipal formation / / Gaps in the Russian legislation. Legal journal. 2012. No. 1. P 26;
  7. Kurdyuk P. M., Ochakovsky V. A., Likhopatov G. S. on the problem of electing the head of the municipality "Competitive" way / / Society and law. 2018. No. 2 (64). Pp. 164
  8. Kurdyuk P. M., Ochakovsky V. A., Likhopatov G. S. Models of legal interaction of state bodies and local self-government bodies: theoretical and historical aspects / / Monograph / Krasnodar, 2014
  9. Kurdyuk P. M., Pavlov N. V., Ochakovsky V. A. Legal regulation of interaction of state and municipal authorities: monograph / / Krasnodar: Epomen, 2019. 85 PP.
  10. Modin N. A. Municipal law of the Russian Federation: Civil aspects: textbook. Smolensk: Universum, 2001. Pp. 36.