Особенности эмоциональной сферы младшего школьника

Эмоции играют первостепенную роль в развитии младших школьников, в выстраивании взаимоотношений друг с другом. На современном этапе развития психологии, эмоции находятся в зоне особого внимания исследователей. По мнению, С.Л. Рубинштейна, эмоции – это переживания человека, которые определяют его отношение к окружающему миру [5]. Р.С. Немов определяет эмоции как переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека [4].

Младший школьный возраст – это время серьезных изменений в поведении детей. В этот период им очень сложно привыкнуть к одноклассникам, к новому руководителю, к наиболее серьезному отношению, к обстановке. По мнению Е.П. Ильина, у поступивших в школу детей меняется манера поведения и содержание эмоциональной жизни [3]. В начальной школе некоторые ученики закомплексованы, не могут раскрыться, одиноки. У них могут появится новые нетипичные для них особенности в поведении: вербальная и даже физическая агрессия, завышенная тревожность, закомплексованность в себе, чувство страха, депрессия. Многие воспитателя, встречая своих бывших воспитанников, порой совсем не узнают их. Те дети, которые были очень активными, подвижными, стали застенчивыми, либо наоборот, ребята, которые чувствовали себя «не в своей тарелке» в детском саду, были замкнутыми, с приходом в школу раскрываются, становятся довольно общительными. Стоит отметить тот факт, что с приходом в школу дети ощущают себя взрослее, гордятся тем, что стали выше на ступеньку и перешли в ранг школьников.

 Первоклассники переживают в этот период огромную эмоциональную нагрузку. Во время учебной деятельности они находятся в новой социальной атмосфере – продолжительное время сидеть на уроках и внимательно слушать учителя, выполнять домашнее задание, контролировать свое поведение. Все это вызывает тревожность и переживания. Л.С. Выготский отметил некоторые особенности проявления переживаний у младших школьников: первое, ребенок начинает понимать, что он волнуется, тревожится, т.е. испытывает беспокойство; второе, у детей данного возраста начинает формироваться отношение к себе; третье - у него интенсивно развивается эмоциональная выразительность, т.е. он может ярче показать свое эмоциональное состояние с помощью мимики, жестикуляции и интонации [2].

Первоначально первоклассникам очень сложно контролировать себя, свои эмоции. Они бурно реагируют на различные ситуации, яркие предметы, на одноклассников. Эти дети не способны сидеть на уроке, не отвлекаясь на эмоциогенные объекты, количество которых с приходом в школу возрастает. Хотя младшие школьники способны подавлять в себе нежелательные проявления эмоций благодаря волевым усилиям [4]. Например, при получении неудовлетворительной отметки, дети способны подавить в себе злость, не показать ее внешне. Первоклассники начинают понимать, что некоторые эмоциональные проявления являются нежелательными, т.к. могут повлиять на их учебную активность, которая становится ведущей деятельностью младшего школьника. Теперь ребенок нацелен на учебу, многие предметы интересуют его, нравятся. По мнению В.К. Вилюнаса, хорошее эмоциональное отношение к предмету влечет за собой успехи в выполнении заданий [1]. Мы можем констатировать, что эмоциональная стабильность, положительные эмоциональные проявления ребенка способствуют повышению успехов в учебе, но чрезмерное благополучие приводит к задержке развития в учебной деятельности, к прекращению роста учащихся. Негативные эмоциональные проявления снижают степень правильного выполнения заданий, но в то же время способствуют улучшению качества работ ученика, ведут к самосовершенствованию и самовоспитанию.

 В этот период детям очень важна оценка учителем и родителями их деятельности, похвала на полученные отметки.  Как отмечает В.С. Мухина, родителям следует играть большую роль в формировании поведения ребенка, им нужно помочь ему понять свои эмоции и чувства. Ведь первоклассник еще не в силах распознать эмоции, как свои, так и окружающих его людей [4].

Е.П. Ильин, описывая эмоциональную сферу младших школьников утверждает, что, во-первых, дети данного возраста могут относится отзывчиво на возникающие ситуации. Во-вторых, им свойственна открытость в выражении своих переживаний, они могут открыто демонстрировать радость, страх, стыд, печаль. В-третьих, первоклассник часто чувствует эмоцию страха, он боится получить неудачу в своих начинаниях, страшится критики родителей, одноклассников, не верит в себя и в свои силы. В-четвертых, ему характерна эмоциональная нестабильность, постоянная смена настроения. Чаще он очень веселый, радостный, бодрый, но одновременно подвержен резким бурным аффектам. В-пятых, эмоциогенными факторами младших школьников являются успешность в учебной деятельности и оценка поведения и успешности в их активности учителем и родителями, а также сверстниками [3]. На эмоциональное состояние младшего школьника может повлиять как негативная оценка со стороны одноклассников, так и положительная. Из-за отрицательной критики в свой адрес, у первоклассников может появится нежелание идти в школу, могут стать замкнутыми и бояться проявить себя. А добрый, положительный отзыв способен подтолкнуть ребенка к самосовершенствованию, еще большему усердию, придать уверенность, он будет чувствовать поддержку.

Нами было проведено исследование на определение эмоционального состояния детей на уроке. За основу была взята методика Людмилы Собчик «Метод цветовых выборов», на основе теста Люшера. В исследовании принимали участие ребятам, в количестве 50 человек, которым было предложено выбрать один цветной карандаш из восьми цветов. Цветом, который описывает их настроение они раскрасили небольшой кружочек. Выбор состоял из следующих цветов: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый.  44 % учащихся выбрали зеленый цвет, из чего следует, что эти первоклассники нуждаются в похвале, положительной оценке со стороны учителя и сверстников, им нужно внимание, хотят самоутвердится и быть всегда первыми. 22% обучающихся раскрасили желтым цветом. Этот цвет характерен для целеустремленных ребят, которые готовы слушать учителя, выполнять его требования. 19% первоклассников выбрали синий цвет. Данный цвет выбирают спокойный дети, с хорошим настроением, но с некой маленькой печалью. Такие дети очень чувствительны, нуждаются в понимании. 4% первоклассников раскрасили черным цветом. Как оказалось, данные дети находятся в конфликте с коллективом, с одноклассниками, им не нравится обстановка на уроке, они не следуют правилам, «бунтуют». Остальные цвета: красный, коричневый, фиолетовый, серый не были выбраны. Большинство выбранных цветов свидетельствуют о хорошем, положительном эмоциональном состоянии первоклассников, эти дети спокойные, уравновешенные, эмоционально стабильные, им не свойственна тревога. Коричневый цвет сигнализирует тревожность. Таким образом мы выявили, что у большинства первоклассников преобладает положительное настроение во время урока и на уроке дети комфортно себя чувствуют.

Исходя из вышесказанного, приходим к выводу о том, что эмоциональные проявления играют значительную роль в развитии первоклассника. Они влияют как на взаимоотношения с классом, с учителем, с родителями, так и на саму учебную деятельность.

 

Литература:

  1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 288 с.
  2. Выготский Л.С. Кризис семи лет. // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. –– М.: «Академия», 2010.- 134 с
  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. 752 с.
  4. Особенности эмоционального развития младших школьников / А.А. Сокинина // Начальная школа. – 2013. - №6. 52-56 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2009. 713 с.