ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ТИПА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ

FORMATION OF A NEW TYPE OF ENTREPRENEUR AS A RESULT OF PRIVATISATION IN RUSSIA

Процесс создания нового типа предпринимателя для экономики новой рыночной России являлся одним из важных процессов для интенсивного развития государства, как нового участника международных экономических и политических отношений, ведь экономика России основывалась на достижениях СССР, который функционировал с плановой системой управления на протяжении долгого времени и был не готов к быстрой формации в рыночную систему экономики, однако этого требовала ситуация, в которой России было необходимо в кратчайшие сроки создать эффективную экономическую модель в стране: новый рынок, новых потребителей и новых предпринимателей. Процесс «приватизации» предусматривает в своём процессе создание «эффективного собственника» [1, с. 1].  Приватизация в России имела весьма быстрый темп, что было обусловлено множеством политических и личностных факторов, что повлияло на планы создания этого «нового» типа предпринимателя для «прогрессивной» экономики новой страны.

А. Б. Чубайс в своей книге «Приватизация по-российски» [2, c.50], говорил о том, что для появления нового поколения предпринимателей нужно несколько веков, как и было в европейских странах. В планах людей, которые проводили приватизацию было создание человека, который был привязан своим личным благосостоянием к доходу от собственности. Работники данного предприятия должны быть заинтересованы в повышении прибыли, потому что сами бы получали от этого повышенную заработную плату. Предприниматель, доход которого завязан на его эффективном использовании заинтересован в поиске лучших вариантов использования своего капитала: денежного и производственного. Новый тип предпринимателя пытался поймать тенденции того времени: игра на бирже, западные кредиты и ГКО, нелегальный вывоз капитала. Проблемой вполне закономерного провала приватизации в России стало не наличие плана по осуществлению данной приватизации, тогда существовали только лозунги и планы, но не были расписаны поэтапные действия для достижения результатов.

Ювелирных навыков требует способность настройки экономики новой России, здесь играют психологические факторы человека и невозможность мгновенного восприятия русского народа идей рыночной экономики, следовательно, множество проблем и потерь национального богатства в период «шоковой терапии». Данные реформы были скорее фарсом, чем коренными изменениями, потому что не имели под собой изменений в психологии людей и предпринимателей в их лице. Было множество возможностей провести приватизации с лучшими результатами: введение именных ваучеров, которые нельзя продать, тогда начал бы расти аграрный сектор экономики. Взят был курс на приватизацию предприятий: фабрик, заводов, аэропортов, помещений для хранения товаров, сырьевая промышленность, главным образом эксплуатация месторождений. В процессе приватизации множество готовых к ведению бизнеса предпринимателей было отделено от капитала и было невозможно осуществление зарождения нового типа участников на рынке. В том время, как в Европе предполагается сочетание в бизнесе двух компонентов: организатор и создатель. Стоит заметить, что государство не предоставляло обширной информации по текущим акциям и запрещало обмен ваучера на рубли по номиналу. В рекламе информировали о ложных сведениях о положении многих фондов и фирм, исходя из коммерческого интереса (МММ, Тибет, Хопер и т. п.), ведь они не несли никакой ответственности перед налогоплательщиками.

Следствием данных процессов, стала большая не информированность и неуверенность нового класса предпринимателей на финансовом поприще, потому что народ не имел возможности учувствовать в непосредственном управлении организацией и, максимум, довольствовался дивидендами с дохода компании, что было достаточно редко. В связи с ростом инфляции и резкого падения уровня жизни населения, многие ваучеры были проданы ниже собственного номинала, что породило массовую скупку и скопление производственного и денежного капитала в руках маленькой прослойки людей, часто руководителей политического аппарата, что означало неэффективное использование ресурсов и попытка вывести деньги за границу из-за недоверия к экономике страны.

Трудовые коллективы, также потерпели неудачи в результате приватизации данного типа организаций, потому что, совмещая в себе множество поколений, возникали противоречия по поводу управления компании: вкладывать в выплату дивидендов или вкладывать в будущее компании.

Вместо эффективного сособственника, мы получили иной тип предпринимателя, который занимается беспощадной борьбой за государственную собственность и ресурсы, почти все «народные» ресурсы (нефть, газ и другое) находятся в частных руках и не приносит народу никакого дохода, но какое это тогда народное достояние, если доходы от данных ресурсов получают частные лица. Вместо создания нового типа предпринимателя страна получила узаконенный передел народной собственности. Приход к власти демократов, либерализация цен и стремительное раскручивание инфляционной спирали создавали сразу несколько возможностей быстрого обогащения. Экспортные льготы позволяли в короткие сроки делать большие состояния как чиновникам, так и бизнесменам. Итоги приватизации выглядят устрашающе (рисунок 1).

Рисунок 1. Итоги приватизации

http://meridian-journal.ru/uploads/2107-1.PNG

Деловые связи играли второстепенную роль в бизнесе, дело решали связи, информации и взятки. Поспешная и проводимая по низким ценам приватизация государственной собственности открыла большие возможности для директоров и руководителей предприятий, что позволило им скупить управляющие пакеты в приватизированных компаниях, что ограничило круг лиц, которые получили доходы от этой приватизации, так называемая «номенклатурная приватизация»[3, с.393].

Таким образом, вы выяснили, что формирование нового типа предпринимателя не произошло в полной мере в итоге проведения приватизации, так как не были учтены многочисленные факторы, имело место быть перераспределение доходов между высокими чиновниками и руководителями, деньги буквально уходили от народа. Не сформировался и класс «эффективного собственника» в России. Однако, было положено начало для новых преобразований в бизнес-структуре государства.

Список литературы:

  1. Н. Я. Петраков. Экономическая политика и хозяйственная практика: «Создание эффективного собственника».
  2. Анатолий Чубайс «Приватизация по-российски», 1999 год. -77 с.
  3. Р. А. Медведев. Социализм и капитализм в России.-М.: Время, 2017.-472 с.