СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

BURNOUT SYNDROME: FEATURES OF MANIFESTATION IN TEACHERS WORKING WITH PRESCHOOLERS WITH DISABILITIES

По мнению ряда современных ученых, педагогическая деятельность является одной из наиболее деформирующих личность. В ней присутствует большое количество стресс-факторов, что позволяет охарактеризовать ее как потенциально стрессогенную, кроме того, она является чрезвычайно эмоциональной и напряженной. По мнению исследователей высокую стрессогенность психолого-педагогической деятельности подтверждают часто возникающие личностные деформаций именно у педагогов.

Особенно следует отметить не простую ситуацию в системе специального образования, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в дальнейшем, мы будем использовать термин ОВЗ).

В настоящий момент практически отсутствует система социально- психологических технологий преодоления синдрома выгорания и формирования стрессоустойчивости у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Нам кажется важным рассмотреть способы и методы преодоления синдрома выгорания педагогов, а также на разработку научно-обоснованных и практико-ориентированных технологий, направленных на преодоление синдрома выгорания у педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ.

В практике работы специалистов социальной сферы стал часто использоваться термин «синдром выгорания», так как симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения подвержены именно представители многих профессий, чья деятельность связана с социальным взаимодействием.

«Синдром выгорания — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». [3,180].

Термин «сидром выгорания» употребил американский психолог Г. Фрейденбергер начале 70-х гг. 20 века. Изначально автор описал, что данный процесс проявляется «ухудшением психического и физического самочувствия у представителей различных профессий основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие» [1,160].

Данный синдром Г. Фрейденбергер определял как «поражение, истощение или износ, который происходит у человека в результате резко завышенных требований к личным ресурсам и силам своего организма» [1,160]. Есть позиция, что выгорание — это «состояние, в котором человек не ожидает вознаграждения от выполняемой работы, но напротив - ожидает наказания, что происходит в результате недостатка мотивации и контролируемых результатов или вследствие недостаточной компетенции» [2, 900].

Симптомы синдрома выгорания приводят к полной разбалансировке эмоциональной сферы человека. Развитие синдрома носит характер стадий. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты, затем, по мере развития синдрома, появляется чувство усталости, разочарование, снижение интереса к какой-либо деятельности.

Синдром выгорания - процесс динамический и возникает поэтапно.

Синдром выгорания включает в себя три фазы: напряжение, резистенция, истощение, каждой из которых соответствуют определенные симптомы нарастающего выгорания.

Синдром выгорания, по нашему мнению — это истощение организма (физическое, эмоциональное и умственное), возникающее в результате длительного воздействия неблагоприятных факторов. Кроме того, по мере развития синдрома выгорания может проявиться дезадаптация личности и психосоматические заболевания различного характера.

Когда мы говорим о профессии педагога, работающего с дошкольниками с ОВЗ, мы знаем на сколько она социально значима, так как направлена на коррекцию и развитие личности детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Однако, большая часть педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии, не имеет базового дефектологического образования, следовательно вынуждена компенсировать его отсутствие курсами повышения квалификации и краткосрочными программами дополнительного образования.

Данный подход, как отмечает Феофанов В. Н. «одной стороны, даёт опору в работу с детьми с ОВЗ, но при этом не предоставляет крепкой теоретической и практической базы для работы с данной категорией детей» [4, 35].

Феофанов В.Н в своем исследовании доказывает, что «у педагогов без специальной подготовки проявляется меньше эмоционального благополучия в сравнении с учителями-дефектологами, что может свидетельствовать о том, что первые находятся в состоянии выраженной депрессии, испытывают растерянность, иногда страх, граничащий с эмоциональным шоком от действительности, существующей в работе с детьми в ОВЗ в условиях инклюзии» [4, 4 ].

Важно отметить, что заниженная самооценка педагога и низкое чувство собственного достоинства является одним из ключевых факторов риска появления синдрома выгорания у педагогических, в том числе, работающих с дошкольниками с ОВЗ.

В формировании синдрома выгорания у категории данных педагогических работников ключевую роль может сыграть авторитарный или попустительский стиль руководства организации, который проявляется в бесконечных директивных указаниях, завышенных требованиях к сотруднику, а также работа в режиме цейтнот.

Общение с контингентом детей с ОВЗ значительно деформирует эмоциональную сферу педагога. На проявление синдрома выгорания у педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ значительное влияние, оказывает отсутствие системных знаний о детях с ОВЗ, психологические особенности самого педагога, а также внешние обстоятельства. Несущие в себе эмоциональное напряжение. Кроме того, педагоги не обладают знаниями успешного эмоционально восстановления после трудовых будней.

 Развитию синдрома выгорания педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ, способствует постоянное чувство тревоги, усталости, подавленности, отсутствие позитивных эмоций, страх совершить ошибку, и показаться некомпетентным и неуверенным в своих силах.

Список литературы:

  1. Freudenberger H.J. Staff burn-out. / Journal of Social Issues,1974. 30. P. 159-165.
  2. Meier S. T. Toward a theory of burn-out. // Human Relations, 1983. V.36. P. 899-910.
  3. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса [Текст]: учебное пособие / А. Б. Леонова. - Минск, 2014. – 316 с.
  4. Феофанов В. Н. Психологический тренинг «Антивыгорание» для специальных педагогов Учебно-методическое пособие Оренбург Издательство ОГПУ 2008