ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УСТАЛОСТИ ВОДИТЕЛЯ

INTELLIGENT SYSTEM OF MONITORING THE DRIVER'S FATIGUE

В связи с нередким числом аварий по вине усталости водителя в 20 веке выпустили интеллектуальную систему контроля усталости водителя. Принцип работы такой системы основывался на двух критериях – контроль движения автомобиля и контроль водителя.

Контроль движения автомобиля заключался в том, что система отслеживала дорогу, траекторию движения и допустимые скорости. Как только водитель отклонялся от нормы, система подавала звуковой сигнал, тем самым привлекая внимание водителя. После этого появляется уведомление о необходимости отдыха.

Контроль водителя отслеживает нормальное состояние человека, а затем его отклонения. Отслеживаются такие параметры с помощью камер. Так при первых признаках сна (закрытие глаз, падение головы) подаются звуковые сигналы.

Система контроля усталости водителя взаимодействует с внешней средой и с водителем. К внешней среде можно отнести рельеф местности, дорожную инфраструктуру, погодные условия, время суток. В общем, все то, что влияет на передвижение автомобиля и находится за его пределами.

Данные собираются с датчиков, находящихся в салоне автомобиля и за его пределами. Эти данные обрабатываются и хранятся в базе данных. Система анализирует собранные данные и выносит решение остановить ли принудительно автотранспортное средство или просто подать звуковой сигнал.

На рисунке 1 показан алгоритм работы системы в общем виде.

http://meridian-journal.ru/uploads/2081-1.PNG

Рисунок 1 — Обобщенный алгоритм работы системы

 

Для реализации любой системы, которая предусматривает хранение и обработку данных, необходима база данных. В ней будет происходить регистрация, администрирование и хранение данных до последующего их использования. С помощью базы данных будет происходить анализ и сравнение параметров нормы (эталона) и текущего состояния водителя. Также будет храниться информация о том, сколько часов человек находится за рулем.

Существующие на данный момент решения таких систем зачастую включают в себя либо один датчик, либо одну систему датчиков, которые следят либо за состоянием водителя, либо только за внешней средой. Поэтому актуальной будет являться система, которая способна собирать и анализировать данные, отслеживать их и адекватно реагировать на состояние водителя.

Например, система контроля усталости водителя должна включать в себя и анализ по траектории движения автомобиля и анализ водителя (с помощью камер). Также можно добавить функцию передачи сообщения в службу спасения с координатами места ДТП. Такая система поможет сократить число аварий по вине усталости водителя.

Список литературы:

  1. Моисеев Ю.И., Попов А.В., Рыбанов А.А., Суркаев А.Л. // Повышения безопасности дорожного движения за счет внедрения на транспортное средство самообучающейся системы определения усталости водителя // статья в журнале // Автотранспортное предприятие. – 2016 С. 5-8
  2. Научное исследование Причины дорожно-транспортных происшествий с участием грузовых автомобилей [Электронный ресурс]. URL: https://www.iru.org/sites/default/files/2016-01/ru-etac-summary.pdf (дата обращения 30.06.2019)
  3. Остроух, А.В. Интеллектуальные информационные системы и технологии: Монография / А.В. Остроух, А.Б. Николаев. - СПб.: Лань, 2019. - 308 c.
  4. Попов А.А., Григорьева Т.Ю. Оценка вероятности ДТП по причине усталости водителя // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-3.
  5. Рутковский Лешек Методы и технологии искусственного интеллекта; Горячая линия - Телеком - М., 2012. - 520 c.
и