МЕТОДИКА ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ ОТ ПРИЕМОВ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

TECHNIQUE OF THE PERSON PROTECTION FROM RECEPTIONS OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL INFLUENCE

В настоящее время человек, как объект социума, постоянно нуждается в получении новой информации. Этот процесс позволяет поддерживать нормальную жизнедеятельность человека с социальной средой, в которой он действует, являясь подобием информационной связи с окружающим миром.

Всю необходимую информацию человек получает как из своего жизненного опыта и общения, так и из разнообразных источников информации. Под этими источниками понимаем книги, радио, телевидение, журналы, газеты, но все большую значимость приобретает такой источник информации как интернет. Именно интернет и социальные сети на сегодняшний день являются преобладающим инструментом общественного развития, а информация, получаемая из непосредственного опыта и личного общения, отходит на второй план.

Развитие общества, усложнение социальных процессов и динамичность происходящих общественных изменений делают человека все более зависимым от потока сообщений средств массовой коммуникации. Все меньше сведений, необходимых для своего социального поведения и жизни в обществе, он может получить, основываясь только на своем повседневном опыте.

Согласно данным исследований за прошедшие десять лет, человек, как и его повседневная жизнь все больше зависит от массовой коммуникации, которая сегодня воспринимается как своего рода "субъективная реальность", влияние которой не менее значимо, чем влияние реальности объективной.

Прекращение этой связи может вызывать различные негативные психические последствия, вплоть заболеваний. На человека оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, содержание и структура поступающей и перерабатываемой информации.

Ситуации, в которых человек может быть подвергнут информационно-психологическому воздействию специалисты называют «информационно-коммуникативными». Выделяют внутриличностные, межличностные, контакт-коммуникационные и масс-коммуникационные ситуации.

Информационно-психологическое воздействие, в свою очередь, также может отражать формы воздействия на индивидуальную, групповую и общественную психологию соответственно. Суть этого понятия отражает процесс изменения психических состояний и характеристик людей под влиянием информационно-коммуникативных процессов как динамического компонента информационной среды.

Информационно-психологическое воздействие - это воздействие на интеллектуальную, рационально-волевую и эмоционально-чувственную сферу психики, а также на подсознание конкурентов, направленное на формирование у них ожидаемых мнений, психологических установок, поведенческих реакций

Информационно-психологическое воздействие может быть оказано посредством приемов дезинформации, убеждения, внушения или манипулирования.

Психологические манипуляции являются одним из видов информационно-психологического воздействия. Специалисты отмечают психологическую манипуляцию как наиболее универсальный способ информационно-психологического воздействия.

Признаками психологических манипуляций являются:

  • отношение к личности как к средству достижения собственных целей;
  • скрытые факт, направленность и характер воздействия;
  • стремление получить выгоду со стороны манипулятора;
  • использование слабостей личности.

Объектом психологической защиты в нашем случае является личность, а предметом — соответствующие целостные психические образования и процессы личности. Характер ущерба зависит от самого предмета защиты поэтому для личности он может заключаться в нарушении самооценки, дезориентации в окружающей обстановке, в нарушениях адекватности представлений об окружающем мире и своем месте в нем.

На основе теоретических сведений была разработана методика защиты личности от информационно-психологического воздействия, включающая следующие этапы:

  • Оценка информационной обстановки;
  • Оценка потенциала влияния оппонента;
  • Мониторинг состояния. Выявление признаков манипулирования;
  • Выбор стратегии защиты. Организация защитного поведения.

В первую очередь, оказавшись в условиях информационно-психологического воздействия, необходимо произвести анализ окружения и участников сложившейся ситуации.

На этапе мониторинга необходимо по реакциям и изменению состояния организма определить, использует ли оппонент манипулятивные приемы.

Активные действия следует выстраивать, основываясь на определенной стратегии. Всего можно выделить четыре вида стратегий защитного поведения: стратегия активного открытого взаимодействия; стратегия скрытого активного противодействия; стратегия скрытого пассивного противодействия; открытая конфронтационная стратегия защиты.

Стратегия активного открытого взаимодействия основана на трансформации ситуации посредством определения истинных целей и замыслов оппонента, что позволяет человеку разрешить возникшую ситуацию, отталкиваясь от многообразия интересов, преследуемых участниками.

В случае скрытого активного противодействия подразумевается осуществление ответного воздействия на оппонента, которое может быть реализовано с помощью возможностей, предоставленных в сложившейся ситуации.

Стратегия скрытого пассивного противодействия предполагает изменение ситуации посредством непредсказуемости и неожиданности реакций объекта на действия оппонента.

Открытая конфронтационная стратегия защиты предполагает демонстрацию несовместимости мнений сторон.

Список литературы

  • Грачев В. Г. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Когито-Центр, 2003 г.
  • Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: 1997 г.
  • Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы. // Под ред. В. А. Садовничего и В. П. Шерстюка. — М., МЦНМО, 2002 г.
  • Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета, 2000 г.