К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОЙ ОСНОВЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PROBLEM OF REGULATORY REGULATION OF AUDIT ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Одним из самых главных элементов, который способствует развитию при рыночной экономики предпринимательской деятельности в целом, является аудиторская деятельность. За последнее время, активно развиваются экономические отношения, стремительно растет число хозяйствующих субъектов, которые ведут к необходимости совершенствования аудиторской деятельности.

В правовом регулировании аудиторской деятельности произошли расширения организационной структуры управления, развитие системы контроля аудиторских услуг, повышение уровня качества услуги и сопутствующих услуг. Не смотря на освященный широкий спектр проблем,  рассмотренных в данной аудиторской деятельности, до сегодняшнего дня данные проблемы  не получили единого решения. Так, к одному из важных вопросов можно отнести определение правовой природы аудиторской деятельности.

Когда Российская Федерация перешла на рыночные  условия хозяйствования, в связи с этим был разработан новый механизм правового регулирования аудиторской деятельности Федеральный закон №119 «Об аудиторской деятельности». Данный закон вступил в роли главного элемента в развитии правового регулирования аудиторской деятельности. Однако, изменения которые происходили в этой сфере общественных отношений настояли на том, чтобы законодательство было более совершенствовано и было актуально в данный период времени.

На смену вышеизложенному закону Федеральный закон №119 «Об аудиторской деятельности», становится ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. С вновь принятым законом, появляются новые аспекты, которые начинают регулировать аудиторскую деятельность в Российской Федерации. Лицензирование заменяется обязательным членством в саморегулируемой организации и аудиторов в саморегулируемых организаций. С данного момента данная сфера общественных отношений больше не нуждается в лицензировании. Следует отметить, что изменения и совершенствования, которые формулировались в Федеральном законе №307 «Об аудиторской деятельности»[1] решительно и полностью изменили аудит Российской Федерации. Создание нового закона послужило толчком и создало перспективы для дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере аудиторской деятельности.

Повысить качество и действенность оказываемых услуг возможно с помощью развития механизма саморегулирования в сфере аудита совокупно с совершенствованием государственных методов регулирования. Благодаря тому, что роль саморегулируемой аудиторской организации утвердилась на сегодняшний день, однако многие вопросы регулирования данной деятельности продолжают оставаться открытыми, а также претендуют на внимательное рассмотрение.

Совершенно новые взгляды были представлены в ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности», а именно были изменены критерии изучения аудита, аудиторской деятельности, аудиторских услуг. В соответствии с последними событиями, которые представлялись в виде глобальных, негативных последствий в экономике, в части они были вызваны тем, что хозяйствующие субъекты перестали учитывать аудиторскую отчетность, как достоверные и, можно сказать, главные данные, которые говорят о состоянии хозяйствующего субъекта в экономике. В ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» были тщательно изменены в полном объеме правовые статусы субъектов аудиторской деятельности Российской Федерации, по сравнению с ФЗ №119 «Об аудиторской деятельности». Изменения также коснулись оснований и порядка проведения проверок аудиторской деятельности. А также первоначальной целью саморегулируемой организации стала проверка качества аудита. На основании данной проверки аудитор выдает хозяйствующему субъекту аудиторское заключение, в котором он дает точное и верное объяснения положения данной фирмы в экономике. Свое решение аудитор основывает на основании документов, которые были ему предоставлены фирмой.[2]

Данная правовая деятельность в настоящее время актуальна, потому что для большинства хозяйствующих субъектов неизбежна и необходима стала ежегодная проверка, которая предоставляет необходимую верную информацию хозяйствующему субъекту о его положении в экономике в настоящее время.

 Стоит отметить,  что результаты данных проверок и будут являться одними из важных оснований в принятии верного экономического решения. Из вышеизложенного, можно отметить, что основания и порядок проведения внешней проверки, обязательной, данный закон предусмотрел, но нельзя так сказать о внутреннем аудите, внутренней проверке. Можно отметить своевременность и актуальность проблемы внутреннего аудита, а именно его законодательной не закрепленности.

По мнению многих ученых, ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» ознаменовал новый этап в данной сфере, так как большое количество изменений, усовершенствований появилось в данной сфере. В данном законе появилась статья об аудиторской тайне, которая также внесла коррективы в развитие данной деятельности, появились новые ограничения, правила[3]. Закон урегулировал некоторые вопросы, которые до этого времени были не указаны в законодательстве, но при своей обширности данный закон все же не смог разрешить все проблемы в аудиторской деятельности.

Достаточно часто встречаются в современной литературе вопросы непосредственно касающихся вопросов правового регулирования аудиторской деятельности. Знания в данной сфере безусловно понадобятся и будут полезны не только специалистам в области экономики, но и в юриспруденции.

По мнению М.А. Городилова «под системой нормативно-правовых актов регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации следует понимать  комплекс функций, которые осуществляются государственными органами власти, а также негосударственными  профессиональными и общественными объединениями, по принятию в пределах своей компетенции нормативно-правовых и иных актов по вопросам, которые связаны с взаимоотношениями субъектов по поводу оказания аудиторских и сопутствующих  услуг аудиту»[4]. Анализируя мнение ученого, можно сделать вывод о том, что взаимозависимости и подчиненности нормативно-правовых актов, с помощью которых регулируется непосредственно аудиторская деятельность, не прослеживается.

Однако, изучив мнения других ученых, специалистов, которые утверждают, что регулирование аудиторской деятельности основывается на многоуровневой структуре нормативно-правовых актов. По нашему мнению, данное высказывание ученых и специалистов является более верным. В подтверждение нашего мнения, следует разобрать правовое регулирование аудиторской деятельности на уровни.

 Структура нормативно-правовых актов, в-первую очередь основывается на Конституции, а именно на п. ж ст.71 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что финансовое регулирование относится к ведению Российской Федерации. Данная  статья Конституции Российской Федерации и ознаменовала первый уровень структуры нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

 Ко второму уровню относятся Конвенция ООН против коррупции, Конвенция транснациональных корпораций.

 ФКЗ «О правительстве РФ» от 17.12.1997 г.; ФКЗ от 05.02.2014 №3-ФКЗ «О Верховном суде РФ»[5].

К четвертому уровню относится Федеральный закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; Федеральный закон №315-ФЗ «О саморегулируемой организации»; Федеральный закон «402-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации; Кодекс об Административной ответственности; Трудовой кодекс Российской Федерации.

К пятому уровню относятся: Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 №1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»; Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 №637 «о мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»; Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2000 №511 «О классификаторе правовых актов».

Шестой уровень: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №329; Постановление Правительства от 07.04.2004 №185;

Седьмой уровень: Нормативно-правовые акты саморегулируемых организаций аудиторов.

Восьмой уровень: Нормативно-правовые акты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что многие проблемные и актуальные вопросы в сфере аудиторской деятельности были урегулированы ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности». Благодаря данному закону появился новый правовой статус субъектов аудиторской деятельности, появились саморегулируемые организации. Однако, в процессе нашего исследования законодательства и литературы были выявлены некоторые недостатки. Одним из которых является законодательно не урегулированный момент, касающийся внутреннего аудита. Данный недостаток в настоящее время приобретает большую актуальность, поэтому необходимо его законодательно отобразить. Надеемся, что в дальнейшем совершенствовании законодательства данный аспект будет разрешен, будут внесены в закон определенные точности, которые позволят организовать полноценную работу в данной сфере и уменьшить разногласия по данному вопросу.

Изучив многие высказывания специалистов в области аудиторской деятельности, ознакомившись с законодательством Российской Федерации, можно сказать, что структура нормативно-правового регулирования состоит из восьми уровней, между которыми выстраивается тесная взаимосвязь и целостность.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что законодательство в сфере аудиторской деятельности меняется, совершенствуется, многие недостатки разрешаются, данные улучшения  направлены на стабилизацию и благоприятные последствия в экономики.

Библиографический список:

  1. Федеральный Конституционный Закон от 17.12.1997 г. №2 (ред. 28.12.2016)  «О правительстве РФ»[Электронный ресурс].–Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons.
  2. Федеральный Конституционный Закон от 05.02.2014 №3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) «О Верховном суде РФ». ( сизм., и доп., вступ. в силу с 25.10.2019 г.)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons.
  3. Федеральный закон от 30.12.2008 г. №307-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons.
  4. Федеральный закон от 01.12.2007 №315-ФЗ (ред. 03.08.2018) «О саморегулируемой организации» [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 №1203 ( ред. от 08.08.2019 г.) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 №637 (ред. 12.11.2019 г.) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2000 №511 (ред. от 28.06.2005 г.) «О классификаторе правовых актов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons.
  8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №329 (ред. от 18.10.2019 г.) «О Министерстве финансов Российской Федерации».[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons.
  9. Булгакова Л.И. О понятиях аудита и аудиторской деятельности: учебник. М.: ЮРАЙТ, 2012. -188 с.
  10. Зиновьев И.С., Целых К.Н. Аудит: учебное пособие Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012. -213 с.
  11. Городилов М.А. Развитие системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации..: Финансы и статистика, 2009. -480 с.; –М. [Электронный ресурс]. – URL:// biblioclub.ru.
  12. Архиреева А.С., Струкова Т.А. «Аудиторское заключение как результат аудиторской проверки» Эпомен, №24. С 25-30.
  13. Курочкина Е.В., Очаковский В.А. «Особенности правового регулирования ответственности за несоблюдение аудиторской тайны» Полиматис, 2018 г. №9. С55-60.

Bibliographic list:

  1. Federal Constitutional Law of December 17, 1997 No. 2 (as amended on December 28, 2016) “On the Government of the Russian Federation” [Electronic resource] .– Access mode: http://www.consultant.ru/cons.
  2. Federal Constitutional Law dated February 5, 2014 No. 3-FKZ (as amended on August 2, 2019) “On the Supreme Court of the Russian Federation”. (sism., and additional, entered into force on October 25, 2019) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons.
  3. Federal Law of 30.12.2008, No. 307-FZ (as amended on 11/26/2019) “On Auditing” [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons.
  4. Federal Law of December 1, 2007 No. 315-ФЗ (as amended on August 3, 2018) “On Self-Regulatory Organization” [Electronic resource] .– Access mode: http://www.consultant.ru/cons.
  5. Decree of the President of the Russian Federation dated November 30, 1995 No. 1203 (as amended on 08.08.2019) “On approval of the List of information classified as state secret” [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons.
  6. Decree of the President of the Russian Federation of 06.22.2006 No. 637 (as amended on 12.11.2019) “On measures to facilitate the voluntary resettlement of compatriots living abroad in the Russian Federation” [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons.
  7. Decree of the President of the Russian Federation dated March 15, 2000 No. 511 (as amended on June 28, 2005) “On the classifier of legal acts” [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons.
  8. Decree of the Government of the Russian Federation of June 30, 2004 No. 329 (as amended on October 18, 2019) “On the Ministry of Finance of the Russian Federation.” [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons.
  9. Bulgakova L.I. On the concepts of audit and audit activities: a textbook. M.: URIGHT, 2012. -188 p.
  10. Zinoviev I.S., Whole K.N. Audit: textbook Voronezh: Voronezh State Forestry Academy, 2012. -213 p.
  11. Gorodilov M.A. Development of a system of legal regulation of auditing in the Russian Federation ..: Finance and Statistics, 2009. -480 p .; –M. [Electronic resource]. - URL: // biblioclub.ru.
  12. Arkhireeva A.S., Strukova T.A. “The audit report as a result of the audit” Epomenon, 2019. No. 24. From 25-30.
  13. Kurochkina E.V., Ochakovsky V.A. “Features of the legal regulation of liability for non-compliance with audit secrets” Polymatis, 2018 No. 9. S55-60.

 

[1] Федеральный закон от 30.12.2008 г. №307-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons.

 

[2] Архиреева А.С., Струкова Т.А. «Аудиторское заключение как результат аудиторской проверки» Эпомен. 2019. №24. С 25-30.

[3] Курочкина Е.В., Очаковский В.А. «Особенности правового регулирования ответственности за несоблюдение аудиторской тайны» Полиматис, 2018 г. №9. С55-60.

 

[4] Городилов М.А. Развитие системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации..: Финансы и статистика, 2009. -480 с.; –М. [Электронный ресурс]. – URL:// biblioclub.ru.

[5] Федеральный Конституционный Закон  от 05.02.2014 №3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) «О Верховном суде РФ». ( с изм., и доп., вступ. в силу с 25.10.2019 г.)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons.