ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

PROBLEMS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

От качества организации и функционирования органов местного самоуправления зависит непосредственно уровень и качество жизни населения. Поэтому проблемы развития местного самоуправления неоднократно обсуждались и обсуждаются. Бесспорно, данный факт привлекает широкий круг людей, предметом дискуссии которых являются вопросы территориального местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации.

Для современной России, несомненно, актуальной проблемой является развитие местного самоуправления. Это связано с социально-экономической ситуацией в стране, системой муниципального и государственного управления. Решение этих проблем позволит приблизиться к наиболее эффективному, “идеальному” местному самоуправлению.

Местное самоуправление в Российской Федерации[1] — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление является одним из основных и основополагающих принципов осуществления власти в обществе. Такой принцип закреплен в основах конституционного строя, и именно через него происходит реализация народовластия на местном уровне. Принцип народовластия[2], закреплённый Конституции Российской Федерации, помогает сформировать местное самоуправление, а это в свою очередь помогает развивать гражданское общество.

К основным проблемам развития органов местного самоуправления относятся:

  • Низкий уровень участия населения в решении вопросов местного значения
  • Сокращение выборности органов местного самоуправления
  • Недостаточный уровень финансового обеспечения
  • Нехватка квалифицированных кадров
  • Снижение самостоятельности, обособленности

Рассмотрим указанные проблемы (тенденции) более подробно.

Результативность местного самоуправления, бесспорно, зависит от гражданской активности. В настоящее время население является лишь возможным субъектом в сфере местного значения. Это происходит из-за ряда причин: недоверие к местной власти, слабая информированность, неразвитость правового сознания и правовой культуры. Это в свою очередь препятствует эффективному развитию органов местного самоуправления. Местная власть в действительности должна быть выборной, чтобы интересы населения были реализованы в полной мере.

В статье 130 Конституции РФ говорится о том, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населения в вопросах местного значения. Но федеральным законом № 136‑ФЗ были внесены некоторые серьезные изменения. Это знаменует некий парадокс. Ведь федеральным законом вводится перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.[3] Обоснованно возникает вопрос насколько органы местного самоуправления самостоятельны.

Если говорить о сокращении выборности органов местного самоуправления, то нужно сказать, что это непосредственно связано с низким участием населения в этом вопросе. Но и в последнее время наблюдается такая тенденция, что представительный орган власти избирает на должность муниципального образование. Это создает неправильное понимание сущности местного самоуправления, увеличивается недоверие населения к местной власти и противоречит части 2 статьи 130 Конституции РФ.

Но острой и довольно серьёзной проблемой является нехватка квалифицированных кадров, так как незначительное число муниципальных служащих имеют профильное образование. Ведь люди, хорошо знающие свой предмет, не делают грубых ошибок, как человек, совсем не разбирающийся в этом вопросе.

Таким образом, модель “идеального” местного самоуправления можно представить, как связь в системе централизованного и децентрализованного государства. Для достижения эффективности органов местного самоуправления требуется довольно длительный срок, так как для содействия данного процесса необходимо развитое гражданское общество. А это в свою очередь призывает не только к изменению мировоззрения людей, но и формированию правового сознания: представление о праве, нормах права и осознание человеком в качестве полноправного носителя прав и свобод.

 

Библиографический список:

  1. Конституционное право России. В 2 томах.  Авакьян С.А. 5-е изд., перераб, и доп. - М.: 2014. — Т.1 - 864с., Т.2 - 912с
  2. Конституция Российской Федерации (ст. 3,130)
  3. Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
  4. Шугрина Е. С. Муниципальное право. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. С. 87.
  5. Малиненко Э.В. К вопросу о местном самоуправлении в конституциях республик Российской Федерации//Бизнес.Образование.Право.№2 (43).С.285-289.
  6. Малиненко Э.В. К вопросу унификации конституций и уставов субъектов Российской Федерации и Конституции Российской Федерации в части местного самоуправления //Административное и муниципальное право. 2019. № 3 (135). С. 28-35.
  7. Малиненко Э.В. Влияние цифровизации управления на оптимизацию правовой системы (на примере конституций и уставов субъектов РФ)//Вестник Поволжского института управления.2019. Т.19.№3. С.14-19.

Bibliographic list:

  1. Constitutional law of Russia. In 2 volumes. Avakyan S.A. 5th ed., Revised, and ext. - M .: 2014. - T.1 - 864s., T.2 - 912s
  2. The Constitution of the Russian Federation (Art. 3,130)
  3. Federal Law of May 27, 2014 N 136-ФЗ (as amended on February 3, 2015) "On Amendments to Article 26.3 of the Federal Law" On General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Government Agencies of the Subjects of the Russian Federation "and the Federal Law "On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation
  4. Shugrina E. S. Municipal law. M .: TC Velby; Prospect, 2007. Page 87.
  5. Malinenko E.V. To the question of local self-government in the constitutions of the republics of the Russian Federation // Business. Education. Law. No. 2 (43). P.285-289.
  6. Malinenko E.V. On the issue of unification of constitutions and charters of the constituent entities of the Russian Federation and the Constitution of the Russian Federation with regard to local self-government // Administrative and municipal law. 2019.No 3 (135). S. 28-35.
  7. Malinenko E.V. The influence of digitalization of management on the optimization of the legal system (for example, constitutions and charters of constituent entities of the Russian Federation) // Bulletin of the Volga Institute of Management. 2019. T.19.№3. S.14-19

 

[1] Конституционное право России. В 2 томах.  Авакьян С.А.

5-е изд., перераб, и доп. - М.: 2014. — Т.1 - 864с., Т.2 - 912с

[2] Часть 2 Статья 3 Конституции Российской Федерации:

 Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

 

[3] Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации