ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH AS ONE OF THE DIRECTIONS OF SOCIAL DEVELOPMENT OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG)

Как известно, молодежь является важнейшим социальным субъектом, инновационной силой, которую следует использовать эффективно, от нее сегодня во многом зависит судьба России, и в определенной мере судьбы мирового развития. Следует подчеркнуть, что сегодняшнее поколение молодых людей живет в условиях огромных информационных потоков, воздействующих на ее сознание, и от того как будет она воспитана, будет зависеть будущее России. Так называемые «лихие» 1990-е годы обернулись тяжёлыми потерями для народа и Вооруженных Сил – одной из важнейших структур государства. Понятия «патриотизм» и «армия» стали трактоваться как противоречащие, и подчас несовместимые друг с другом. Не случайно, 4 февраля 2016 года Президент России В. В. Путин на встрече с активом «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса» заявил: «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи кроме патриотизма…. И чиновники, и бизнес и вообще все граждане работают для того, чтобы страна была сильнее».

К сожалению, военно-патриотическое воспитание в РФ, в конце прошлого века, потеряло свою значимость, этому во многом способствовало усиленное внедрение СМИ мнения об «неправильных» путях развития России, ее «вековой отсталости» и т.д. У определенной части призывников сложилось мнение об армии, не как о защитнице территориальной целостности страны и школе гражданского воспитания, а как о организации, в которой, процветает коррупция, имеют место тяжелые бытовые условия, существует правовая незащищенность тех, кто проходит службу, нехватка и износ техники, и многое другое. Многих молодых людей не удовлетворяют условия прохождения военной службы, призывники не считают ее престижной, поэтому часть из них различными способами пытается «уклониться» от службы в армии.

В тоже время нельзя отрицать тот факт, что военно-патриотическое воспитание помогает формировать у молодежи чувство гордости за своих соотечественников, за себя, уважение к историческим событиям прошлого и к достижениям своей страны. В начале 21 века государство начало активно заниматься вопросами военно-патриотического воспитания молодежи, что привело к утверждению государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (далее — Программа), где широко раскрыты цели, задачи, мероприятия программы и сущность военно-патриотического воспитания молодежи.

В Санкт-Петербурге военно-патриотическое воспитание молодежи, помимо указанной Программы, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О государственной программе Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге» и Закона Санкт-Петербурга «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге» (далее — Закон Санкт-Петербурга).

В соответствии с государственной Программой и Законом Санкт-Петербурга одной из главных задач государственной политики в сфере военно-патриотического воспитания молодежи в Санкт-Петербурге является укрепление престижа службы в правоохранительных органах и Вооруженных Силах Российской Федерации, развитие военно-патриотического воспитания граждан, совершенствование практики шефства трудовых коллективов, районов города над воинскими частями (кораблями) и шефства воинских частей над общеобразовательными организациями.

Современная политическая и экономическая обстановка диктует необходимость дальнейшего совершенствования системы военно-патриотического воспитания молодежи; обобщения и внедрения наиболее эффективных форм и способов идейного влияния на сознание молодежи, формирования у нее высоких патриотических качеств; широкого использования наследия победы в Великой Отечественной войне как важнейшего ресурса героико-патриотического воспитания, чтобы не допустить фальсификации истории.

    Главные результаты государственной программы по улучшению состояния военно-патриотического воспитания молодого поколения должны быть укрепление политической и правовой мощи государства, социально-экономический подъем, обеспечение безопасности и обороноспособности страны, преодоление причин региональных, этнических, социальных и иных конфликтов.

Важное значение имеет то обстоятельство, что современное российское общество, в лице патриотически воспитанного молодого поколения, все больше приобретает наиважнейший компонент созидательного потенциала, который определяется готовностью молодёжи взять на себя ответственность за дело обеспечения для страны военной и национальной безопасности и за будущее России.

Все выше сказанное свидетельствуют об актуальности выбранной мною темы.

Таким образом, анализ работы по проблемам патриотического воспитания граждан страны свидетельствует как о значительном положительном опыте, накопленном государственными органами в подготовке населения страны к защите Родины, так и о серьезных недостатках в этой области. Этот опыт убеждает в необходимости поднятия этой работы на качественно новый уровень, что даст возможность обеспечить высокую обороноспособность страны и соответствующие условия для ее превращения в мощную державу.

Список литературы

  1. Андреев Е.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи призывного возраста в процессе формирования готовности к военной службе в армии: монография / Е.А. Андреев.- Рязань: РВВВДКУ,2014.-174 с.
  2. Антоненков Ю. Е. Научное обоснование мероприятий по совершенствованию подготовки молодёжи к службе в вооруженных силах России : монография / Ю.Е. Антоненков, И.Э. Есауленко. - Воронеж : Научная книга, 2017. - 319 с
  3. Галдобина С.В. Военно-патриотическое воспитание населения СССР (1946-1991 гг.): историографическое исследование: Монография. – М.: ВУ, 2009. - 506 с.
  4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. в 3 т. — Репринтное издание 1915 г. — СПб.: Альфарет, 2016. – 640 с.
  5. Коцина М.Н. К вопросу о военно-патриотическом воспитании современной молодежи / М.Н.Коцина// Педагогика и психология как ресурс развития современного общества Материалы IХ Международной научно-практической конференции: сб.тр.конф. –Рязань, 2017. - С. 332-339.
  6. Кужилин. С. Ф. Военно-патриотическое воспитание допризывной и призывной молодежи: первый опыт постсоветской истории : (начало 1990-х - первая половина 2000-х годов) : монографическое исследование / С. Ф. Кужилин, Г. М. Ипполитов, Л. Я. Осипова ; под общ. ред. С. Ф. Кужилина. - Самара: Ас Гард, 2013. - 211 с.
  7. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность: учебно-методические материалы/ под общ. ред. С.А.Маева.-М.:АНО «СПО «СОТИС», 2014.-192с.
  8. Патриотическое воспитание молодежи в Российской Федерации: состояние, актуальные проблемы и направления развития : сборник материалов "круглого стола" на тему "Опыт субъектов Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодежи", 21 мая 2015 года / под ред. В. Г. Елизаров. – М.: издание Совета Федерации, 2015. - 207 с.
  9. Попов В.В. Соотношение патриотического и военно-патриотического в воспитании студенческой молодежи / В.В. Попов, Д.И. Суханова // современные технологии в мировом научном пространстве: сб.науч.тр.-Пермь, 2017. С. 224-227.
  10. Стражевич Ю.Н. Роль семьи в военно-патриотическом воспитании детей и укреплении оборонного потенциала страны / Ю.Н. Стражевич, Г.Е Слепко //Военное право: сб.науч.тр –М, 2017. № 3 (43). С. 166-174.