ПИРАТСТВО КАК УГРОЗА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗ-ОПАСНОСТИ

Появление мореплавания и морской торговли стала причиной возникновения такого вида преступления как пиратство, которое представляет собой одно из наиболее древних международных преступлений, охватывающее интересы большей части государств мира, которые используют морское пространства для судоходства.  Пиратством наносился и наносится не только материальный ущерб государству, но и физический вред членам экипажей и пассажирам судов.

На современном этапе международное право определяет пиратство как преступление международного характера. Оно регламентируется рядом международных нормативно-правовых актов. Например, в статье 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года содержится определение данного  понятия. Под пиратством может пониматься любое из следующих действий:

1) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или летательного аппарата и направленный:

- в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;

 - против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

2) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским;

 3) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте 1 или 2.

Данная Конвенция в большой степени дублирует положения статьи 15 Женевской Конвенции об открытом море 1958 года.

Стоит отметить, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 года содержит обязанность государств осуществлять сотрудничество в пресечении пиратства.

10 марта 1988 г. в Риме Международной морской организации была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (SUA), а также Протокол к ней. Протокол посвящен борьбе с незаконными актами против безопасности стационарных платформ, которые расположены на континентальном шельфе (SUAPROT). Нормы этих международных документов применяются ко всем судам. Однако Конвенция 1988 года не затрагивает иммунитета военных кораблей и других судов государств, которые используются в коммерческих целях.

В данное время нет единого специального источника, содержащего общие положения о пиратстве, способы борьбы с ним. Все вопросы в этой области решаются в совокупности с иными проблемами использования морского пространства.

Современные морские пираты нападают практически на все виды гражданских и военных судов. Нападение в основном происходят в малоконтролируемых участках земного шара в Юго-Восточной Азии, Южно-Китайском море, Восточной и Западной Африке, Латинской Америке.

По данным Международного центра по борьбе с пиратством, с начала XXI века нападениям подверглись суда 62 стран мира в прибрежных морях 56 стран.

Наиболее известными пиратами XXI века являются сомалийские пираты, которые осуществляют преступную деятельность на морских путях, пролегающих из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал.

Пиратство в этом государстве получило своё развитие после начала гражданской войны, которая продолжается до настоящего времени. Война поделила страну на районы, подконтрольные различным группировкам, поэтому Сомали называют страной без страны. Война в стране привела к экономическому и социальному кризису. Бедность и безработица, доступность оружия послужили идеальной основой для появления организованных групп (пиратов). Членами таких групп в основном становятся молодые люди 20–30 лет, большая часть которых являются бывшими моряками и рыбаками, неплохо ориентирующимися на водном пространстве, а также полицейскими и военными, хорошо владеющими оружием.

Основными причинами пиратской деятельности являются социально-экономические и социально-политические процессы, которые происходят в жизни прибрежных государств. Низкий уровень эффективности мер по борьбе с пиратством в пределах своей сухопутной территории приводит к увеличению количества нападений и усилению преступных группировок, выходу их на более высокий технический уровень.

Государства с низким уровнем экономического развития не в состоянии осуществлять по-настоящему действенные и широкомасштабные правоохранительные меры в отношении лиц, занимающихся пиратством, и в этом случае только международное сотрудничество в данной области способно дать какой-либо ощутимый результат.

При расчете ущерба, нанесенного пиратством, эксперты учитывают сумму выкупов за суда и грузы, увеличенные суммы страховых взносов за суда, которые проходят через опасные зоны, подверженные нападению пиратов. Ущерб составляют и издержки, вызванные увеличением стоимости транспортировки, в том случае если судно обходит «пиратские» зоны по более длинному маршруту, а также цены на продукты питания и расходы  на использование военных кораблей, которые отправлялись государствами для борьбы с пиратством.

По статистике большая доля ущерба от пиратства приходится на покупку страховки (около 3,2 миллиардов долларов), создание новых торговых маршрутов (до 3 миллиардов долларов), затраты на защитные системы кораблей (до 2,5 миллиардов долларов) и операции у берегов Сомали (приблизительно 2 3 миллиарда  долларов). На выкупы, выплачиваемые пиратам за захваченные суда, а также и за освобождение экипажа приходится 148 миллионов долларов, еще 31миллион долларов  составляют расходы на проведение судебных процессов по делам нападений пиратов.

Международным сообществом были предприняты меры, направленные на борьбу с данным видом преступлений международного характера. Противодействие морскому пиратству требует больших материальных затрат со стороны государств, поэтому доступной мерой противодействия является создание эффективной правовой основы и органов, занимающихся мониторингом и пресечением противоправного поведения.

В настоящее время военно-морскими силами государств производится патрулирование опасных зон. Сложность и специфика борьбы с актами пиратства обусловлена различным международно-правовым статусом и правовым режимом морских пространств, а также разницей физико-географических условий, сил, средств государств.

Международное право закрепляет возможность государства захватить судно, арестовать находящихся на этом судне лиц, подозреваемых в актах пиратства, и их имущество. Но отсутствие специального механизма не позволяет эффективно осуществлять отправление правосудия в отношении таких лиц. 

Морское пиратство как преступление международного характера представляют собой серьезную угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью экипажа и пассажиров судов, приводят к значительным потерям в сфере международной торговли и крупному экономическому ущербу для многих стран мира. Совокупность способов борьбы с актами пиратства включает в себя качественную разработку и применение международно-правовых норм.

 Библиографический список:

  1. Конвенция об открытом море (заключена в г. Женева 29.04.1958)
  2. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (SUA) (заключена в г. Риме 10.03.1988г.)
  3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982)
  4. Михеев В.Л., Карачёв Д.В. Некоторые международно-правовые аспекты борьбы с морским пиратством // Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом. 2015. С. 71-74
  5. Чемоданова Ю.В, Ванкова Л.А, Николаева О.А. Экономический ущерб от морского пиратства на современном этапе // Интеграция наук. 2018. № 8 (23). С. 279-280
  6. Что мы знаем о современных пиратах // pa-china.ru [Электронный ресурс] // URL: https://pa-china.ru/blog/what-do-we-know-about-modern-pirates/ (дата обращения: 25.11.2019 г.)