СОЗДАНИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА САЙТА КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОФОРМИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ

Выразительные средства оформительского искусства один из разделов школьной программы по изобразительному искусству. Цвет, масштаб, пропорции, шрифты –  для освоения этих понятий современному школьнику, погруженному в виртуальную реальность, необходимы инновационные методы. Новизна данной программы заключается в том, что мы предлагаем методику освоения выразительных средств оформительского искусства через создание дизайн-проекта сайта, что соответствует как требованиям ФГОС, так и интересам современных подростков.

        Необходимо определить первоначальный уровень освоения выразительных средств оформительского искусства старшими подростками. В качестве экспериментальной базы была выбрана  МБОУ «Школа № 6» В  констатирующем эксперименте приняло участие 30 учащихся в возрасте 13-15 лет.

Для  освоения выразительных средств оформительского искусства мы  подобрали  следующий  диагностический  комплекс: тест\опрос на основе методических материалов Е.Д. Малышевой, адаптированная методика на основе трудов А.Е. Максименко, адаптированная методика О.Л. Голубевой.

Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что учащиеся имеются поверхностные знания о выразительных средствах оформительского искусства

С этой целью была разработана программа, состоящая из познавательно-творческих занятий, основанных на интеграционных технологиях.

 

Таблица 1

Раздел  

Задачи

Упражнения

1

2

3

Раздел 1.

Изучение основ цветоведения и колористики

 

-сформировать следующие  понятия: цветовой круг, основные составные цвета, ахроматические и  хроматические цвета, контрастные цвета, тёплые и  холодные цвета.

– научить детей ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета;
- развить познавательный интерес к оформительскому искусству и  творческую фантазию обучающихся;
-привить детям любовь и  интерес к искусству, художественный вкус.

Выполнить цветовой круг.

Составить таблицу из сочетаний цветов.

Выполнить контрастную и нюансную композицию.

 

Раздел 2.

Изучение композиции и ее выразительных средств

-Расширить знания о композиции на примере работ художников.

-Научить самостоятельно выполнять композицию разного вида.

-Познакомить с различными выразительными средствами.

Разработать эскизы с применением выразительных средств композии.

Раздел 3.

Изучение гарнитуры шрифта

– Расширить знания в области дизайна шрифта.

- Познакомить с видами шрифтовой композиции.

- Научить самостоятельно делать композицию из различных шрифтов.

Творческое задание на составление композиции из различных шрифтов.

Выполнение упражнения на цветовое сочетание фона и шрифта (составить шкалу восприятия).

Итоговый раздел: разработка дизайн-проекта сайта

-Обобщить полученные знания о выразительных средствах оформительского искусства и применить их в итоговой работе.

 

Разработать эскиз дизайн-проекта сайта.

 

В итоге разработанная серия состоит из 3 разделов. Рассмотрим каждый раздел подробнее. Раздел 1  состоит из трех групп занятий (занятия, способствующие обогащению знаний принципов самоорганизации; занятия, направленные на расширение знаний в области цветоведения). Занятия, направленные на изучение цвета направлены на освоение выразительных средств. Старшие подростки много времени проводят за компьютером и привыкли получать готовый продукт. Наши занятия дают классические академические знания, что поспособствует развитию самостоятельности в выполнении изделия. В процессе изучения повышается интерес к оформительскому искусству.

Закрепление знаний старших подростков в разделе цветоведения. Предполагается, что у старших подростков будет сформировано знание о цвете и его свойствах. В ключе эмпирических данных, мы ожидаем, что показатели изменятся в сторону увеличения по следующей методике «Знания о цвете».

Раздел 2  состоит из 4 занятий (способствующие обогащению знаний средств выразительности композиции).Уроки , направленные на изучение выразительных средств, интересны своим теоретическим содержание. На занятиях рассматриваются ритм, фактура, статика, динамика все эти понятия относятся к элементам композиции. Так как наши занятия направлены больше на изучение декоративной композиции, мы включили материал в области оформительского искусства. Наши уроки дают возможность понимать разные виды композиции и их выразительные средства.

 Закрепление знаний старших подростков в разделе выразительные средства композиции.  Предполагается, что у старших подростков будет сформировано знание о выразительных средствах и умение применять их в своей творческой работе. Мы ожидаем, что показатели изменятся в сторону увеличения по знаниями пропорции и масштаба.

Также, важным блоком в нашей серии занятий является изучение шрифта. Эти уроки способствуют развитию оформительских навыков и умений выполнять шрифтовые работы в рамках стандартных программ по изобразительному искусству  под редакцией Неменского Б.М. и Кузина В.С. В системе заданий отражаются все ступени познавательной и практической деятельности учащихся по овладению как основными, теоретическими знаниями, так и практическими навыками в оформительско– дизайнерской работе.

Для обобщения и проверки изученного материала нами было разработано итоговое задание, которое было направленно на разработку проекта дизайна сайта. Мы создали условия для дальнейшего ознакомления с сайтами. Разработка дизайна сайта укрепит  приобретенные знания, умения и навыки при создании простейшего эскиза. Создание эскиза способствовало расширению кругозора обучающихся, развитию их эстетического восприятия и творческих способностей; развитию логического мышления: анализу, синтезу, обобщению; развитию памяти, внимательности. На уроках проявляется активность обучающихся, стремления к реализации себя в обществе. На уроках защиты проекта главные задачи содействовать совершенствованию навыков делового взаимодействия, выработки собственной точки зрения и аргументированного её отстаивания, способствовать воспитанию организованности, самостоятельности и стремления представить результаты своих творческих работ в хорошем и качественном виде.

Составленная программа может быть использована учителем изобразительного искусства на уроках.

Использованные источники 

  1. Береснева Н.И. Оформительское искусство / Н.И. Береснева. - М: Издательство «БЕК» - 2016, с. 521с
  2. Калаян А.Э. Искусство в современном мире / А.Э. Калаян. - Философия и наука, М: 2015, №5, с. 568;
  3. Неменский Б.М. Культура Искусство - Образование: Цикл бесед. - М.: Центр ХКО, 1999.-79 с.