МАНИПУЛЯЦИИ, КАК СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

MANIPULATION AS A WAY OF AFFECTING CHILDREN IN THE LEARNING PROCESS: PROS AND CONS

Мы часто принимаем решения против нашей воли и следуем указаниям других, не осознавая этого. Наличие чувства гнева и общей неудовлетворенности ситуацией говорит о том, что мы, скорее всего, стали объектом психологических манипуляций. В таких ситуациях многие люди подвергаются их воздействиям. Тема манипуляции становится все более актуальной для общества. На сегодняшний день опубликовано достаточно работ по проблеме манипулирования сознанием. В качестве основных подходов к исследованию манипулятивного воздействия выступают функциональный, деятельностный и постмодернисткий подходы [1, с.4042]

      По своей структуре манипулирование сознанием рассматривается прежде всего как инструмент, с помощью которого субъекты манипуляции достигают определенных целей. Представители функционального подхода в психологии уделяют больше внимания межличностным манипуляциям и функциям человека как субъекту манипулятивного взаимодействия. Функционализм в сфере психологии проявляется в изучении эффективности различных способов воздействия на индивидуальное и массовое сознание, а также формирования определенных типов личности, основанных на знании психологических типов, ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций манипулируемых. В философских работах проблема манипуляции до недавнего времени затрагивалась лишь опосредованно. Преобладающим же в философском рассмотрении манипуляции является деятельностный подход. Манипуляции проявляются как особый вид деятельности, при котором на деятельность манипулируемого оказывается неявное влияние. Сторонники постмодернистского подхода развивают систему понятий, которая позволяет анализировать процесс манипуляции как форму компенсации недостающих элементов социальности. Манипулирование здесь следует рассматривать как системное явление, формирующее иллюзию отсутствия влияния манипулятора на объект. Характеристики компонентов процесса манипуляции и отношения между ними позволят распознавать его проявления в различных ситуациях. Структура процесса манипуляции не зависит от социокультурных условий. [1, с.4043]
      Методологические аспекты манипулирования людьми отражены в работах отечественных и зарубежных психологов, такие как Б. Н. Бессонова, А. И. Власова, Э. Шостром. В своем исследовании мы будем опираться на определение манипуляции, предложенное Е.Л. Доценко в монографии «Психология манипуляции»: «Манипуляция-это тип психологического воздействия, умелое выполнение которого приводит к скрытое возбуждение намерений другого человека, которые не совпадают с его фактическими существующими желаниями». [2, с.45] В настоящее время манипуляция является частью образовательного процесса в школе.  Они ежедневно используются учителями для  вовлечения детей в учебно-воспитательный процесс. Педагог важно иметь достаточно сформированные профессиональные навыки, чтобы манипулирование применялось надлежащим образом и оказывало положительное влияние на развитие детей. К сожалению, не все учителя могут правильно применять такие приемы, что приводит к нежелательным последствиям для развития ребенка.

      Российский психолог С. А. Зелинский выдвинул три наиболее важных последствия атак манипуляторов, в ходе которых у ребенка развиваются: невроз, чувство вины и страх. Далее следует все остальное.

Невроз-самый серьезный аспект воздействия манипуляции на психику человека. Если не бороться с его начальными проявлениями, он может сильно мешать деятельности ученика  и оказывать влияние на его волю. Школьника всегда может преследовать какой-то страх. Лечением служит погружение ребенка в ту среду, которую он опасается.
З. Фрейд утверждает, что «чувство вины возникает до поступка и не оно является причиной поступка, а напротив, проступок совершается вследствие чувства вины». Обычно данное чувство испытывают дети и взрослые с высоким уровнем рефлексии,  а также ранимые и совестливые. К тому же американским психоаналитиком К. Хорни было установлено, что «многое из того, что кажется чувством вины, является выражением либо тревожности, либо защиты от нее». [3, с.125]
      Манипуляции оказывают косвенное и явное влияние на психику ребенка. Учителя используют их для достижения своих целей или стремятся к получению запланированного результата, которые могут нести негативные последствия  для обучающихся. Косвенная манипуляция будет эффективна, если педагог имеет авторитет и уважение детей. К явным можно отнести «запугивание», угрозы или «задабривание». Именно такого рода манипуляции наиболее распространены в обучении.

      В школе нам пришлось наблюдать ситуацию, когда ученик подходит с вопросом к учителю, который сам не может решить ввиду отсутствия на предыдущем уроке. Учитель, чтобы не выдать своего нежелания помогать, начинает ругать ребенка по поводу его прогула, даже по уважительной причине. Ребенок начинает плакать, обижаться. Учитель «добивает» обучаемого фразой: «Не будешь следующий раз пропускать ни одного урока». Это прямое «запугивание», которое негативно повлияет на настроение ребенка и его психическое состояние.

      Другим типом манипуляции является «задабривание». Это проявилось в ситуации, когда дети не хотели участвовать в мероприятии для младших школьников. Преподаватель, чтобы задействовать весь класс, попытался заинтересовывать их тем, что может закрыть их плохие отметки или устроить им поход в кино. Возможно,  такой прием манипулирования приведет к достижению учителем поставленной цели, но отрицательно повлияет на формирование личности детей. 

      Однако сейчас исследователи придерживаются мнения, что в зависимости от владения своими профессиональными компетенциями, учитель может грамотно использовать манипуляторные приемы, когда ребенок отказывается от выполнения требований. О.А. Гудина в своей работе «Манипуляции и ее виды в педагогическом дискурсе» рассматривает следующие методы влияния (манипуляции), применяемые в обучении: вопросы-капканы, где вопросы ставятся четко, без выбора ответов и возможно, вынуждают ребенка признать путем настойчивого убеждения свою вину; быстрая речь, чтобы ребенок не успевал переосмысливать информацию, забывался и путался; игнорирование ученика, показывая свою обиду;  лесть с использованием таких фраз, как «Ты умный, ты сможешь решить задачу!», «Ты сильный, ты смелый», побуждает, по мнению учителя,  на нужные действия. [4, с. 15]

Таким образом, нельзя утверждать, что манипуляции имеют только отрицательный эффект. Чтобы уменьшить негативное влияние этого вида воздействия на детей, учителю необходимо тщательно изучить данное явление, применять его строго индивидуально, тем самым уменьшая отрицательное влияние на психику учеников и усиливая положительный эффект. Чрезмерное использование манипуляций в школе уже приводит к появлению у детей психических аномалий, с которыми им затем приходится бороться всю жизнь.

                                                      Литература

     1. Сиразетдинова М. Ф. Многообразие подходов к определению манипуляции сознанием: возможности систематизации  // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4041–4045. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85809.htm. (дата обращения: 25.11.2019).
     2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - М.:1997.–344 с. - URL:
http://libarch.nmu.org.ua/bitstream/handle/GenofondUA/44695/4fa42deac644be1fd4e5d610ddc1e8d3.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения:25.11.2019).
     3. Зелинский С.А. Манипулирование личностью и массами // С.А. Зелинский - СПб.: Издательско-Торговый Дом "СКИФИЯ", 2008. - 240 с. - URL: http://lit.lib.ru/z/zelinskij_s_a/text_0420-1.shtml (дата обращения: 26.11.2019).
     4. Гудина О.А. Манипуляция и ее виды в педагогическом дискусе / О.А. Гудина // Язык и культура. - 2011. -  № 2(14). - С. 13-21. - URL: https://docplayer.ru/48857711-Manipulyaciya-i-ee-vidy-v-pedagogicheskom-diskurse-o-a-gudina.html (дата обращения: 26.11.2019).