ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

EFFECTIVE PUBLIC SERVICE CONTRACT

Контракт является основанием для возникновения служебных отношений с государственными служащими и предшествует процедуре назначения на должность. В настоящее время основаниями возникновения трудовых отношений является трудовой договор или служебный контракт, однако есть виды служебной деятельности, не подходящие ни для одного из вариантов, например, муниципальная служба.

Различия понятий «трудовой договор» и «служебный контракт» связаны со спецификой прохождения государственной службы. Однако в нормативно-правовых актах возникает путаница, ведь «эффективный контракт» - это трудовой договор с работником, где указаны помимо основных положений критерии оценки эффективности работы, что сказывается на стимулирующих выплатах. Термин «служебный контракт» содержится в законодательстве, предусматривающем специализацию работников, например, в федеральном законе «Об образовании».

При оценивании понятий «контракт» и «договор» очевидно их сходство, связанное с наличием у сторон взаимных обязательств. В общем виде данные понятия являются трудоправовыми соглашениями. Однако неясно, как на основании служебного контракта возникают трудовые отношения у педагогов. Кроме того, все служебные контракты должны соответствовать нормам трудового права.

Как правило, служебный контракт заключатся с гражданином, поступающим на государственную службу, заключается на неопределенный срок. [1] Положения контракта должны предусматривать все существенные условия, к примеру, в контракте должно быть указано, на какую должность поступает гражданин, в каком подразделении он будет проходить службу, из каких частей будет складываться его заработная плата и какой размер его служебного оклада.

Работник кадрового органа, заключающих с государственным служащим контракт, должен предусмотреть все требования к содержанию контракта, иначе его можно будет привлечь к дисциплинарной ответственности. [6] При необходимости и особенностях должности государственной службы в служебный контракт включаются положения, связанные с дополнительными условиями, например, условиями об испытательном сроке. Служебный контракт подписывается руководителем государственного органа и государственным служащим, поступающим на работу в государственный орган. [2]

С государственным служащим, поступающим на должность может быть заключен срочный служебный контракт. Перечень обстоятельств, при которых заключается срочный контракт, предусмотрен положениями ст. 25 Федерального закона о государственной гражданской службе. В частности, служебный контракт заключается на определенный срок, когда должность государственной службы замещается на момент отсутствия работника, к примеру, данный работник может находиться в декретном отпуске по уходу за ребенком, а также в отпуске за свой счет.

Срок истечения действия служебного контракта предусмотрен в ситуациях, когда работник принимается на службу после прохождения целевого обучения, если в период такого обучения государственный служащий получал выплаты. Срок действия контракта не должен быть меньше срока получения выплат, однако не может превышать пяти лет. [5]

Служебный контракт государственного служащего будет иметь срок действия, когда государственный служащий достиг предельного возраста, который, согласно законодательству о государственной гражданской службе составляет 65 лет, однако руководитель полагает, что государственному служащему необходимо продолжить свою работу. В таких случаях государственный служащий заключает служебный контракт на срок не более пяти лет.

Положения служебного контракта должны предусматривать как существенные, обязательные условия, так и дополнительные. Содержание служебного контракта регламентировано положениями ст. 24 закона о государственной службе. Кроме того, указом Президента Российской Федерации была утверждена форма контракта. Таким образом, существенными условиями контракта являются положения о наименовании должности государственной службы, а также наименование государственного органа. Обязательно в контракте государственного служащего должно быть отражен срок начала осуществления полномочий, при этом, дата начала осуществления полномочий может отличаться от даты заключения служебного контракта, поскольку приступить к исполнению полномочий государственный служащий может позже.

Положения контракта о прохождении государственной службы должны содержать перечень служебных обязанностей государственного служащего, а также положения должностного регламента и его права, возникающие в связи с занятием должности государственной гражданской службы. Помимо прав и обязанностей государственного служащего служебный контракт также предусматривает положения о правах и обязанностях нанимателя. Важное место среди обстоятельств и вопросов, которые должен отражать служебный контракт, должны занимать данные об условиях оплаты труда государственного служащего, в частности, необходимо, чтобы был указан размер должностного оклада, положения о надбавках, а также иных выплатах. [5]

Режим работы государственного служащего должен быть также отражен в служебном контракте, речь идет об условиях служебного распорядка. Иногда в служебном контракте делается ссылка на штатное расписание или регламент государственного учреждения, однако, если режим работы предусматривает определенные особенности, например, ненормированный график, то, это необходимо отразить в служебном контракте.

Положения контракта государственного служащего должны отражать сведения о страховании, виды и условия такого страхования, например, медицинское страхование. Контракт также содержит условия о компенсациях, предусмотренной для определенной категории работников, льготы, если работу придётся осуществлять в тяжелых условиях. [3]

Перечисленные условия относятся к существенным и должны быть отражены в служебном контракте в обязательном порядке, при отсутствии какого-либо условия, кадровый работник, который заключал контракт с государственным служащим, может быть подвергнут дисциплинарной ответственности, поскольку надлежащее оформление кадровых документов является его прямой обязанностью.

В обязательном порядке служебный контракт должен отражать срок действия контракта, условия приема на службу, если служебный контракт заключается на определенный срок, положения об ответственности за неисполнение условий контракта, за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей. Кроме возлагаемых обязанностей государственный служащий должен соблюдать служебный регламент, соблюдать требования, предъявляемые к служебному поведению, поддерживать необходимый уровень квалификации. [3]

Кроме обязательных условий служебный контракт может предусматривать дополнительные условия, связанные с наличием испытательного срока. Испытательный срок государственному служащему при поступлении на службу может быть назначен, если такой срок является обязательным условием для гражданина, который впервые поступил на службу, если гражданин поступил на службу посредством перевода из иного государственного органа, если гражданин ранее замещал должность в государственном органе или был назначен на нее указом Президента Российской Федерации или Правительства. [4]

Однако, трудовое законодательство предусматривает случаи, при которых испытательный срок не может быть назначен. К таким случаям относятся ситуации, когда государственный служащий впервые поступает на службу после обучения по программе подготовки специалистов среднего или целевого обучения, когда государственный служащий поступает на должность вследствие сокращения должности или впоследствии ликвидации государственного органа. Также испытательный срок не устанавливается, если законодательство предусматривает определенные гарантии сохранения должности, например, для многодетных лиц или беременных женщин. [7]

Испытания при приеме на должность государственной гражданской службы могут длиться в течение от одного месяца до года, если государственный служащий поступает на должность посредством издания указа Президента или постановления Правительства. Срок испытания при приеме на должность государственной службы не должен превышать шести месяцев, если государственный служащий поступает на должность вследствие перевода с должности, которую он замещал в ином государственном органе.

Кроме того, в срок испытания при приеме на должность не входит время, проведенное на больничном, а также период фактического неисполнения государственным служащим служебных обязанностей. При истечении испытательного срока и продолжении выполнения государственным служащим своих служебных обязанностей считается, что государственный служащий прошел испытания. [4]

Положения контракта государственного служащего могут также содержать требования, обязывающие государственного служащего не разглашать государственную и иную тайну, которая стала ему известна в результате исполнения служебных обязанностей. В положения служебного контракта могут входит данные, обязывающие государственного служащего отработать определенное время после получения образования, если на него были затрачены средства федерального бюджета. Законодательство о государственной гражданской службе предусматривает, что служебный контракт может содержать и иные положения, не противоречащие закону. [8]

Как правило, порядок заключения, визирования и подписания служебного контракта с государственным служащим предусматривается служебной инструкцией государственного органа по делопроизводству. Контракт визирует сначала руководитель кадровой службы, затем он подписывается руководителем государственного органа. Контракт должен содержать печать и подпись государственного служащего. Один экземпляр контракта хранится в государственной органе, другой выдается государственной служащему.

Правительство устанавливает трудовые отношения на основании эффективного контракта, который связан с оценкой результата, однако возникают вопрос, насколько термин «эффективный» относим к трудовым отношениям? Отличительным признаком эффективного контракта от трудового договора является конкретизация зависимости стимулирующих выплат от результативности работы и ее качества. Однако Трудовой Кодекс предусматривает, что условия оплаты труда должны быть конкретизированы, с указанием в контракте условий вознаграждения, тарифа, ставки, оклада. Таким образом, иных условий в трудовом договоре не должно содержаться. Правительство фактически устанавливает собственные условия оплаты.

Поэтому многие исследователи рассматривают эффективный служебный контракт как юридический нонсенс, иначе, могут быть «неэффективные контракты»? Ведь приставка «эффективный» не меняет сути трудовых правоотношений, возникающих между сторонами. Кроме того, неясно как такой договор решает проблемы государственной службы, поставленные перед работниками задачи.

Эффективность труда не зависит от формы контракта, она обусловлена качествами работника. Поэтому «эффективный контракт» - это попытка органов государственной власти сделать механизмы трудового договора более современными, однако без кардинальных изменений трудового законодательства это сделать крайне сложно. При этом, очевидно, что трудовое законодательство должно предусматривать решение вопросов эффективности осуществления трудовой деятельности. Полностью привести данные вопросы в соответствии затруднительно. Законодателю необходимо постоянно проводить мониторинг трудовых норм на соответствие текущим трудовым ситуациям и задачам.

 

Список литературы:

 

  1. Актуальные проблемы административного права: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / М.В. Костенников, А.В. Куракин, А.М. Кононов, П.И. Кононов. М., 2013.
  2. Государственная гражданская служба: Учеб. курс / Гришковец А.А., Ростовцева Ю.В., Фомина С.В. / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2014.
  3. Гришковец А.А. К вопросу о служебном праве // Государство и право. 2013. №4. С. 12.
  4. Демин А.А. Государственная служба в Российской Федерации: Учебник. М., 2013.
  5. Право государственной и муниципальной службы: Учеб. пособие / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова, А.Н. Митина. М., Екатеринбург, 2013.
  6. Очаковский В.А., Крутова Я.А., Жукова Н.А./Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации.//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. №99. С. 1348-1364.
  7. Очаковский В.А., Иваненко И.Н., Коротченко А.С./ Установление эффективного контракта для государственных служащих.//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. №116. С. 527-539.
  8. Архиреева А.С., Чурекова О.О. /Дисциплинарная ответственность государственных служащих в Российской Федерации. //Эпомен. 2018. №14. С. 110-115.