РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

DEVELOPMENT OF SPEECH OF CHILDREN AFTER COCHLEAR IMPLANTATIONS

С каждым годом детей с нарушением слуховой функции становится все больше и больше. В России кохлеарная имплантация стала распространенным методом реабилитации глухих детей и взрослых, этот метод по праву считается наиболее эффективным, способствует успешному речевому развитию. Основной  целью, по мнению многих  специалистов работающих в этой сфере (Е.Л. Гончарова, В.Е.Кузовков,  И.В. Королева, Э.И. Миронова, Г.А.Таварткиладзе, В.И.Пудов, О.В. Зонтова, Н.В.Тарасова) считается, улучшение качества жизни после проведения имплантации, формирование условий для восприятия устной речи и организация на этой базе своей речи, употребляемой для общения и для познания окружающего мира. Следует знать, что сама операция, в результате которой устанавливается кохлеарный имплант к сожалению, это только 20 % успеха, она частично восстанавливает слух. А 80% приходится на коррекционно - логопедическую работу логопедов, сурдопедагогов и конечно родителей. Аргументирована потребность в психологической и педагогической реабилитации ребенка после операции. Логопед играет очень существенную роль в реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Длительность реабилитации у детей после кохлеарной имплантации составляет 3 – 5 и более лет.[3]

Главной целью программы реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации является формирование, восстановление и дальнейшее развитие слухового восприятия, устной речи и невербальных навыков, которые так необходимы для полноценной социальной жизни детей после кохлеарной имплантации, с учетом их индивидуальных особенностей.

В.И. Пудов, О.В. Зонтова указывают в своей работе, что в настоящее время традиционная методика постановки звуков и развития речи не всегда подходит. По мнению авторов нужно использовать индивидуальную систему приемов с учетом развивающегося слухового восприятия ребенка после кохлеарной имплантации. Выделяются основные направления в работе:[6]

  • Развитие слухового восприятия неречевых и речевых сигналов;
  • Развитие слухоречевого внимания;
  • Подготовка и развитие физиологической базы речи (развитие артикуляторной моторики, дыхания);
  • Развитие речи (понимание речи, активизация голосовых реакций).

Необходимо сформировать все центральные слуховые механизмы, обеспечивающие возможность воспринимать окружающие звуки и устную речь:- обнаружение звука;- локализация источника звука в пространстве;- активизация соотнесенных вокализаций, речевой практики;- оценка разных качеств слуха;- опознавание неречевых звуков;- опознание различных речевых сигналов [6].

Коррекционная работа строится с учетом особенностей развития слухового восприятия у детей с кохлеарной имплантацией – им свойственны нарушения слуховой памяти, слухового внимания, высокая утомляемость, медленное обрабатывание звуковой и речевой информации, сопутствующие нарушения зрительного внимания, ЗРР, эмоционально-волевая незрелость, нарушения развития коммуникативных навыков, центральные слуховые расстройства.

Темпы развития понимания речи и устной речи у каждого ребенка различны и зависят от многих причин.  Наиболее значимые из них: 1) возраст ребенка 2) уровень развития остаточного слуха  со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации 3) интенсивность занятий с сурдопедагогом и родителями после имплантации 4) наличие у ребенка дополнительных нарушений.[4]

2) Работа по формированию собственной речи.

1.Развитие доречевых форм речи.

  1. Формирование активных форм речи путем вызывания звукоподражания.
  2. Воспитание в потребности в речевом общении.
  3. Формирование первоначальных навыков общения.
  4. Накопление пассивного и активного словаря [3].

Очень важно, чтобы у ребенка была потребность в речевом общении. Работа начинается с вызывания основных звуков, далее звукоподражаний. Следует соблюдать определенную закономерность в последовательности появления звуков в речи ребенка. Из гласных звуки появляются в такой последовательности:[а, о, у, э]. Среди согласных первыми образуются губно-губные звуки: [п, б, м], губно-зубные:[ф, в] и язычно-зубные: [т, д, н, л]. Эти звуки наиболее доступны ребенку, для его слухо-зрительного восприятия и воспроизведение которых не требует двигательных дифференцировок [2].

Результаты развития речи у детей различны. Если родители активно включаются в процесс, то уже через 1-1,5 месяца ребенок начинает активно имитировать интонацию, ему также удается сформировать около 10 слов на основе имитации. А через 1,5 года ребенок в состоянии строить фразы из нескольких слов. Активный словарь ребенка может составлять более 100 слов. Уже через 2 года у ребенка формируется связанная речь.[1]

И.В. Королева утверждает, что кохлеарная имплантация восстанавливает слух почти целиком. У ребенка стремительно формируется слуховая чувствительность, понемногу вырабатываются навыки произнесения по подражанию любого речевого материала. Тем не менее, адекватное слуховое восприятие направленной речи не всегда дает возможность верного понимания информации [4].

Иными словами, дети с кохлеарным имплантом слышат, но не всегда точно понимают  услышанное. Это связано с тем, что они не всегда знают и понимают значения воспринятых слов, их смысла в установленном контексте. Речь, выступает в своем функциональном предназначении, как средство познания и общения, служит одним из главных инструментов социализации детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации. Для развития речи детей после проведения кохлеарной имплантации, специалисты должны знать особенности слухоречевого формирования конкретного ребенка и с их учетом уметь подбирать задания. Необходимо учитывать характерные сложности, появляющиеся у ребенка с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, при обучении в условиях общего образования, и уметь адаптировать материал, применяемые приемы и методы обучения.[5]

 

Использованные источники:

  1. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников с ОНР. - М.: Просвещение, 2013. - 112 с.
  2. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению [Текст]: занятия и игры для детей с ОНР/ Л.С. Дмитриевских.- Москва: Сфера, 2011.-64с.
  3. Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена , 2012.
  4. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация и дети. СПб.: КАРО, 2010.
  5. Королёва И. В. Учусь слушать и говорить: Методические рекомендации по развитию слухового восприятия и речи у детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами на основе «слухового» метода / И. В. Королева. — СПб.: КАРО, 2018.
  6. Куликов Д.Г. Основной этап слухоречевой реабилитации //Я слышу мир! Выпуск № 1(13), СПб: «Умная Маша», 2019.