ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

IMPROVING THE QUALITY OF REGULATION OF BUDGET EXPENDITURE AT FEDERAL LEVEL: MAIN APPROACHES AND PERSPECTIVES

Эффективное управление бюджетными расходами является необходимым условием качественного исполнения государственных функций, центральным направлением финансовой деятельности государства, значительным составным элементом финансового менеджмента каждого главного администратора бюджетных средств. С течением времени вырабатывались все новые подходы к организации и оценке управления расходами бюджета, в результате реформирования бюджетного процесса была коренным образом пересмотрена система планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета в части расходов.

Так же как в Бюджетном кодексе Российской Федерации нет исчерпывающего перечня расходов бюджета, есть только общие направления бюджетных ассигнований, при исследовании этапов и инструментов повышения эффективности бюджетных расходов сложно выстроить закрытую систему инструментов повышения качества финансового менеджмента в бюджетном процессе. При этом выводы из сравнительного анализа действующих стратегических и нормативных документов, касающихся этого вопроса, позволяют рассуждать о некоторых общих путях развития правовой регламентации осуществления бюджетных расходов. В частности, в рамках настоящей статьи можно сопоставить положения Концепции повышения эффективности бюджетных расходов до 2024 года [2], а также показатели качества управления расходами бюджета в рамках оценки деятельности главных администраторов бюджетных средств, проводимой Министерством финансов Российской Федерации [1].

Так в Концепции обозначены следующие направления работы по повышению эффективности государственных расходов:

1) введение механизмов долгосрочного бюджетного планирования;

2) обеспечение взаимосвязи показателей программных и стратегических документов;

3) совершенствование системы финансового обеспечения оказания государственных услуг;

4) повышение эффективности расходов в части предоставления межбюджетных трансфертов;

5) развитие систем внутреннего финансового контроля и аудита;

6) обеспечение конкурентной и прозрачной системы государственных закупок;

7) участие граждан в бюджетном процессе;

8) развитие системы долгосрочного планирования бюджетных инвестиций;

9) повышение полноты и качества финансовой отчетности государственного сектора;

10) цифровизации системы государственного управления и бюджетного процесса.

При этом для главных администраторов бюджетных средств показатели качества управления расходами бюджета касаются следующих направлений: обеспечения выполнения государственных функций казенными учреждениями; бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности; предоставления межбюджетных трансфертов; предоставления субсидий юридическим лицам. Кроме того, также оценивается исполнение судебных актов, управление расходами на социальное обеспечение населения. Такие направления Концепции как совершенствование финансового контроля, бюджетного учета и отчетности в методике оценки выделены в отдельное направление. Такие критерии как оценка уровня цифровизации и участия граждан в методике напрямую не обозначены. Следует отменить, что данный приказ Министерства финансов Российской Федерации не распространяет свое действие на бюджетные и автономные учреждения, юридические лица, которые также могут получать бюджетные средства, то есть на данный момент на федеральном уровне разработана методика оценки финансового менеджмента только для непосредственных участников бюджетного процесса.

Кроме того, можно отметить, что понятия качественное управление государственными финансами по методике оценки и понятие эффективности по Концепции фактически совпадают. Повышение качества управления расходами ГРБС соответствует при таком подходе понятию повышение эффективности управления расходами бюджета по Концепции.

Естественно возникает вопрос о соотношении понятий качество и эффективность управления бюджетными расходами. В экономической теории понятию качества финансовой деятельности субъекта прежде всего соответствует понятие уровень финансовой дисциплины [6]. Некоторые авторы предполагают, что в понятие «эффективность» бюджетных расходов необходимо включить «качественную составляющую», наравне с экономностью и результативностью, предусмотренными Бюджетным кодексом Российской Федерации [5]. Действительно, существующие методики оценки эффективности расходов бюджета по отдельным сферам деятельности прежде всего ориентированы на достижение именно запланированных результатов, а не их результативность или экономность в понимании ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации [3]. В данном аспекте можно говорить именно о качестве работы субъекта финансовой деятельности. Все это связано с некоторой спецификой бюджетно-правовой сферы, которая не всегда позволяет оценить отсроченный результат государственной политики, границы целесообразности минимизации расходов в ущерб качеству [4].

Подведя итоги, можно отметить, что эффективность расходов бюджетов можно рассматривать как с правовой, так и с экономической точки зрения. Однако, если со стороны экономистов вопрос об исследовании данной проблемы достаточно разработан специалистами, то с правовых позиций остается недостаточно исследованным. Проблема, несомненно, лежит в комплексной природе рассматриваемой сферы, ее изначально экономическом базисе. При этом важно, что с учетом того, что само право является инструментом решения экономических, политических и иных задач государства, именно в правовой форме происходит и будет происходить реализация мер, направленных на обеспечение эффективности расходования бюджетных средств, дальнейшее и более глубокое исследование поставленного вопроса с позиции правовых основ нашего государства является весьма целесообразным.

Список литературы:

  1. Приказ Минфина России от 29 декабря 2017 г. N 264н "О формировании отчета Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета)».
  2. Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утв. распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019)
  4. Арбатская Ю.В. Проблемы реализации принципа эффективности в бюджетном праве // Академический юридический журнал. 2013. N 1
  5. Поветкина Н. А. Эффективность расходования бюджетных средств: Проблемы правовой квалификации // Финансовый журнал N 2, 2016.
  6. Минько Э.В., Минько А.Э. Менеджмент качества. Учебное пособие. Изд. Питер. 2012.