ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

PROBLEMS OF FORMATION OF COMPETENCIES OF THE CIVIL SERVAN IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

Цифровая экономика на данном этапе экономического развития является инновационной. Внедрение такого вида «инноваций» происходит за счет внедрения сетевой формы координации экономических субъектов, ориентирования на внедрение инноваций. В следствии этого, информация и человеческий капитал становятся главными факторами конкурентоспособности. В связи с Федеральной программой «Цифровая экономика», созданной в Российской Федерации в 2017 году, становится актуальным изучение моделей компетенций государственных служащих, а также уровня готовности госслужащих к полной цифровизации процессов [2].

Компетентность основана на личностных качествах, интеллекте и опыте индивида в той или иной деятельности. На данный момент на практике нашей страны наблюдается интеграция подходов к пониманию профессиональных компетенций, что базируется на основании большого количества транснациональных компаний, которые, в свою очередь, применяют зарубежные методы управления и способы оценки навыков и компетенций[3].

О необходимости применения компетентностных подходов в системе госслужб впервые было упомянуто в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [1], в котором указано формирование перечня требований для замещения должностей госслужащих на основе компетентностного подхода, в зависимости от должностных обязанностей, функций и принадлежности к определенным профессиональным группам. В дальнейшем в указе были определены основные направления развития госслужб, включающие создание единой информационной системы и создания единого специализированного информационного ресурса для непрерывного профессионального развития государственных служащих. Следовательно, было определено «профессиональное качество», которому должны были соответствовать поведение государственного служащего, единство стремлений, способностей, знаний, навыков и личностных качеств, которые необходимы для результативного исполнения должностных обязанностей.

Министерством труда были выделены профессиональные компетенции государственных служащих, не учитывающие современных тенденций цифровизации экономики. Данный «разрыв» в законодательстве обуславливает необходимость в исследовании с целью формирования модели «цифровых» компетенций госслужащих. В следствии, можно сказать, что одной из основных проблем является степень готовности государственных органов к работе в инновационной среде.

Так какими должны быть «инновационные компетенции» госслужащего? К 2020 году критически важными будут навыки коммерциализации и коммуникации, умение управлять командой. Базовыми профессиональными навыками будут считаться такие как:

- когнитивная гибкость;

- логическое рассуждение;

- чувствительность к проблеме;

- визуализация.

Основными и самыми важными из компетенций будут являться: активное восприятие, критическое мышление и «эмоциональный» интеллект[3].

Вовремя цифровизации процессов необходимо помимо «hard skills» иметь такие компетенции, которые дают возможность выполнения задач в неопределенной среде, способность к адаптации в быстро меняющейся среде и постоянному развитию.

«Soft skills», к которым относятся эмоциональный интеллект и управление временем, должны присутствовать в каждом виде деятельности. Умение смотреть на проблемы с разных точек зрения, мыслить в нескольких проекциях, видеть не только очевидные факты, но и саму суть вещей, опираться на воображение. Индивиды с интегративным мышлением знают, как увеличить масштабы вопросов, связанных с проблемой. Такие люди отказываются от «или/или» в пользу «и/и».

В современном мире каждый государственный служащий должен обладать «цифровыми» компетенциями. Ведь от степени их профессионализма, компетентности, соответствия требованиям «инновационного» мира и современного развития общества будет зависеть результат деятельности всей системы государственного управления.

Список литературы:

  1. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» № 601 от 07.05.2012 г.
  2. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. государство как платформа. Кибергосудрство для цифровой экономики. Цифровая трансформация. М.: Центр стратегических разработок, 2018 г.
  3. Васильева Е.В., Пуляева В.Н., Юдина В.А «Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации» / Васильева Е.В., Пуляева В.Н., Юдина В.А // Бизнесс информатика. №4 2018г. С. 28-42., [Электронный ресурс]. - URL: https://bijournal.hse.ru/data/2019/02/26/1194116053/3.pdf (Дата обращения: 15.12.2019)