РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Современное понимание конкурентоспособности достаточно тесным образом связано с понятием конкуренции, которое представляет собой систему взаимоотношений между несколькими самостоятельными рыночными факторами, выпускающими определенные товары или услуги.

В условиях информатизации общества и росте динамичности интеграционных процессов происходит обновление методов развития конкурентных преимуществ. Так, наиболее традиционные конкурентные преимущества, включая качество обслуживания, низкий уровень цен и высокая доля рынка, уже не являются гарантами устойчивого лидерства на рынке. В результате эволюции рыночной экономики конкурентные преимущества все больше характеризуются как уникальные комбинации ключевых компетенций и ресурсов. Данные компетенции и ресурсы способствуют реализации долгосрочной стратегии организации для достижения заданных целей и задач. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что современное понимание конкурентных преимуществ заключается в ориентации на анализ возможностей организации в занятии позиций на перспективных рынках.

Подобный подход базируется на анализе и распределении ресурсов организации в зависимости от того, какое направление развитие выбрала данная организация. В случае, если какие-либо ресурсы не соответствуют стратегическому видению организации, они должны пройти процесс модификации или быть обменены на другие ресурсы. При этом приоритет отдается таким ресурсам, которые могут способствовать формированию конкурентных преимуществ, связанных с инновациями, новыми рынками и идеями, так как большинство компаний ведут свою деятельность в интенсивно изменяющейся среде. Следовательно, инвестиции и расходы организаций в рамках формирования стратегии повышения конкурентоспособности должны быть направлены на такие направления, как развитие квалификации персонала, создание новых видов товаров и услуг, развитие корпоративной культуры, совершенствование коммуникаций с потребителями и т.д.

В таблице ниже систематизированы основные подходы к пониманию понятия «конкурентоспособность».

Таблица 1. Анализ подходов к пониманию понятия «конкурентоспособность»

Автор подхода

Определения

Ключевые характеристики

В.Ф. Иванюта

Способность организации заниматься привлечением клиентов на основе интеграции нововведений в производство товаров и услуг на базе предложения наилучших характеристик продукции и оптимизированных производственных процессах

Способность привлечь потребительский спрос

Ю.Б. Иванов

Возможность организации как системы изменять свою траекторию движения в рамках запланированного режима деятельности в результате адаптации к изменяющимся условиям внешней среды для сохранения и формирования конкурентных преимуществ

Способность осуществлять адаптацию соответствуя текущим условиям хозяйствования

Н.Я. Калюжнова

Способность организации анализировать, выявлять, формировать и применять конкурентные ресурсы раньше по сравнению с другими организациями

Способность к использованию конкурентных ресурсов

Источник: составлено автором на основе анализа литературы

 

По результатам проведенного анализа представленных подходов появилась возможность выдвинуть собственное понимание сути этой экономической категории: конкурентоспособность - это способность и возможность производственно-хозяйственных структур создавать и осуществлять реализацию собственных конкурентных преимуществ (в т.ч. и инновационных) на действующих и будущих рынках с целью обеспечения долгосрочного функционирования в изменяющихся условиях хозяйствования, достижения запланированных целей.

Объектом данного исследования является предприятие общественного питания «Дебют». Предприятие функционирует на базе ИП Хомушкина Т.В. (ИНН 701741678779, ОРГН 306701706200577, дата регистрации: 3 марта 2006 г.). Формат данного предприятия – столовая. Место расположения – г. Томск, ул. Федора Лыткина, 8.

Основным видом деятельности предприятия, согласно ОКВЭД, является деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания (56.29). Предприятие специализируется на производстве, продаже и организации потребления кулинарной продукции различных наименований, включая выпечку, горячее питание, безалкогольные напитки.

Предприятие «Дебют» функционирует на рынке более 13 лет, что позволяет сделать предварительный вывод о способности организации адаптироваться к меняющимся условиям. Численность персонала предприятия «Дебют» составляет 16 человек, включая директора, заведующего производством, поваров, кухонных работников и кассиров.

На основе анализа конкурентной среды предприятия «Дебют» была составлена матрица SWOT-анализа (таблица 2).

Таблица 2. SWOT-анализ предприятия «Дебют», г. Томск

Сильные стороны

Слабые стороны

Относительно низкие цены за горячее питание

Низкая диверсификация деятельности

Высокая скорость обслуживания

Ограниченный маленький ассортимент продукции

Большой опыт работы на рынке

Отсутствие рекламы и развитого маркетинга

Возможности

Угрозы

Потенциал расширения экономических направлений деятельности

Появление на рынке новых конкурентов

Рост спроса на услуги предприятий формата "столовая"

Рост арендной платы

Появление новых потребителей

Рост цен на материалы

 

Обновление оборудования

 

Как видно из результатов SWOT-анализа, наиболее сильными сторонами предприятия «Дебют» являются относительно низкие цены за горячее питание и высокая скорость обслуживания. Наиболее перспективными возможностями для предприятия выступают потенциал расширения экономических направлений деятельности, рост спроса на услуги предприятий формата «столовая», появление новых потребителей и обновление оборудования.

Сопоставляя сильные стороны предприятия «Дебют» и угрозы, мы можем выделить следующие наиболее перспективные стратегии повышения конкурентоспособности:

  • использование высококачественного сырья, доброжелательное обслуживание и удержание текущего уровня цен;
  • оптимизация издержек.

На основе сопоставления сильных и слабых сторон «Дебют» и возможностей предприятия были выделены следующие стратегии:

  • расширение видов деятельности;
  • запуск новых бизнес-направлений.

Следующие стратегии были выделены на основе сопоставления слабых сторон и угроз предприятия «Дебют»:

  • сотрудничество со школами и университетами для снижения сезонности;
  • оптимизация издержек в долгосрочном аспекте.

Таким образом, наиболее перспективные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия «Дебют» заключаются в расширении видов деятельности, оптимизации издержек и развитии новых бизнес-направлений. На основе данных стратегии был разработан проект по повышению конкурентоспособности предприятия «Дебют».

Данный проект включает в себя следующие меры:

  1. создание отдела по предоставлению услуг в формате «кафе»;
  2. разработка системы по непрерывному совершенствованию качества блюд и ассортимента;
  3. проведение анализа потерь и списаний материально-технических ресурсов для оптимизации издержек;
  4. проведение маркетинговой кампании для привлечения новых сегментов потребителей, включая студентов.

Расходы на реализацию предложенного проекта представлены в таблице ниже.

Таблица 3. Смета на реализацию предлагаемого проекта

Категория расходов

Сумма расходов (тыс. руб.)

Создание отдела по предоставлению услуг в формате «кафе»

25

Создание нового меню

10

Закупка оборудования и материалов

160

Найм и обучение персонала

30

Разработка системы по непрерывному совершенствованию качества блюд и ассортимента

20

Проведение анализа потерь и списаний материально-технических ресурсов для оптимизации издержек

30

Проведение маркетинговой кампании

60

Итого:

335 тыс. руб.

Источник: составлено автором на основе анализа сайтов компаний

Таким образом, на реализацию предлагаемого проекта необходимо потратить 335 тыс. руб. Разработанные меры позволят повысить конкурентоспособность предприятия «Дебют» в долгосрочном аспекте и направлены на использование рыночных возможностей на базе использования сильных сторон предприятия. Предложение услуг в форме «кафе» позволит удовлетворить растущий спрос студентов на подобные услуги, а также повысит уровень диверсификации деятельности предприятия.

Список литературы

  1. Иванюта В. Ф. Теоретика-методологические подходы формирования конкурентоспособности // АгроИнКом – 2008. - № 1-2 – С. 97-101
  2. Иванов Ю. Б., Криворотов В. В. и др. Конкурентоспособность социально-экономических систем: вызовы нового времени. – 2014.
  3. Калюжнова Н. Я. и др. Конкурентоспособность регионов: теория и методология анализа в контексте современного экономического развития: Автореф. диссс на соискание ученой степени д.э.н. 2004.
  4. Голиков И. А. Особенности содержания понятий" конкуренция" и" конкурентоспособность" //Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17. – №. 10.
  5. Куренная В. В., Аливанова С. В. Обеспечение конкурентоспособности продукции предприятия: теория и практика //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2013. – №. 89.