Занятие
может быть оформлено в виде презентации, демонстрируемой на большом экране.
Возрастная группа: старшая (седьмой-восьмой год жизни).
Цели: формирование умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности.
Задачи: Образовательные области: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие».
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
2. Формировать умение отражать результаты своего познания в речи.
3. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: совершенствовать представления о жизни животных в среде обитания.
Ход совместной образовательной деятельности:
I этап
Мотивационный, организационный.
Педагог: «Здравствуйте, дети! Сегодня мы узнаем много интересного о дельфинах!»
Педагог: «Кто знает, чьими родственниками являются дельфины?» (китов)
Педагог: «Ребята, как вы думаете, как дельфины относятся к людям: дружелюбно или враждебно?» (дружелюбно). «Дельфины плавают исключительно быстро, стайки дельфинов часто следуют за кораблями».
Педагог: «А вы бы хотели, находясь в лодке и опустив руку в воду, погладить дельфина?»
«По последним научным данным, дельфины не только имеют «словарный запас» до 14000 звуковых сигналов, который позволяет им общаться между собой, но и умеют проявлять сочувствие, готовность помочь новорождённым и больным, выталкивая их на поверхность воды…
Похожи этим дельфины на людей? А вы помогаете кому-нибудь? Как?»
II этап
Основная часть занятия, совместная образовательная деятельность.
«Как общаются люди между собой?» (устная речь, письменная речь).
«А дельфины?»
«В речи дельфинов ученые уже насчитали 186 разных «свистов». У них примерно столько же уровней организации звуков, сколько и у человека: шесть, то есть звук, слог, слово, фраза, абзац, контекст, есть свои диалекты».
«Дельфины владеют двумя видами языка:
1) Язык тела — различные позы, прыжки, повороты, различные способы плавания, знаки, подаваемые хвостом, головой, плавниками.
2) Язык звуков. Давайте попробуем изобразить звуки, которые издают дельфины?»
Педагог начинает поочередно называть звуки дельфинов, а дети пытаются их воспроизвести:
· щебет (кто щебечет?)
· жужжание (кто жужжит?)
· визги (кто визжит?)
· скрежет (кто издает скрежет?)
· щёлканье (кто щелкает?)
· чмоканье (кто чмокает?)
· скрипы (кто скрипит?)
· хлопки (кто хлопает?)
· писк (кто пищит?)
· рёв (кто ревет?)
· вопли (кто вопит?)
· крики (кто кричит?)
· кваканье (кто квакает?)
· свисты (кто свистит?). «А вы умеете свистеть? Посвистите. А по-другому? Дельфины могут свистеть 32-мя способами. Как вы думаете, какими звуками дельфины сообщают о том, что им нужна помощь? Как вы даете знать другим людям об этом? Как вы можете догадаться о том, что кому-то нужно помочь?».
III этап
«Наконец, дети, вы сейчас узнаете, что у
дельфинов есть имена. Да-да, у каждого дельфина есть
своё имя, на которое он откликается, когда к нему обращаются сородичи. Имя даётся дельфину ещё при рождении и представляет собой
характерный свист, средняя продолжительность которого — чуть меньше одной
секунды». Детям дается задание нарисовать своего дельфина и придумать ему имя.
IV этап
«Итак, мы сегодня говорили о …? Какие дельфины: дружелюбные или враждебные по отношению к человеку? Чем дельфины похожи на людей? Какие виды звуков могут издавать дельфины? В чем мы можем брать пример с дельфинов?»
Использованные источники:
1. Дельфины / Царство животных / Перевод с англ.С.В.Чудова. - М.: ОНИКС, 2000. - С. 177.
2. Дельфины и киты // Биология / Сост. С. Т. Исмаилова. - 3-е изд. - М.: «Аванта+», 1996. Т. 2. - С. 577. - (Энциклопедия для детей).
3. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. - М.: Просвещение, 2007.
4. Микляева Н.В., Семенака С.И.: Уроки добра. Комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка. ФГОС. – М.: Аркти, 2018.