КОНСПЕКТ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПО ТЕМЕ «ДЕЛЬФИНЫ»

 


Занятие может быть оформлено в виде презентации, демонстрируемой на большом экране.

 

Возрастная группа: старшая (седьмой-восьмой год жизни).

Цели: формирование умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности.

Задачи: Образовательные области: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие».

1.     Развитие познавательно-исследовательской деятельности:

2.     Формировать умение отражать результаты своего познания в речи.

3.     Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: совершенствовать представления о жизни животных в среде обитания.

Ход совместной образовательной деятельности:

I этап

Мотивационный, организационный.

Педагог: «Здравствуйте, дети! Сегодня мы узнаем много интересного о дельфинах!»

Педагог: «Кто знает, чьими родственниками являются дельфины?» (китов)

Педагог: «Ребята, как вы думаете, как дельфины относятся к людям: дружелюбно или враждебно?» (дружелюбно). «Дельфины плавают исключительно быстро, стайки дельфинов часто следуют за кораблями».

Педагог: «А вы бы хотели, находясь в лодке и опустив руку в воду, погладить дельфина?»

«По последним научным данным, дельфины не только имеют «словарный запас» до 14000 звуковых сигналов, который позволяет им общаться между собой, но и умеют проявлять сочувствие, готовность помочь новорождённым и больным, выталкивая их на поверхность воды…

Похожи этим дельфины на людей? А вы помогаете кому-нибудь? Как?»

II этап

Основная часть занятия, совместная образовательная деятельность.

«Как общаются люди между собой?» (устная речь, письменная речь). «А дельфины?»

«В речи дельфинов ученые уже насчитали 186 разных «свистов». У них примерно столько же уровней организации звуков, сколько и у человека: шесть, то есть звук, слог, слово, фраза, абзац, контекст, есть свои диалекты».

«Дельфины владеют двумя видами языка:

1)    Язык тела — различные позы, прыжки, повороты, различные способы плавания, знаки, подаваемые хвостом, головой, плавниками.

2)    Язык звуков. Давайте попробуем изобразить звуки, которые издают дельфины?»

Педагог начинает поочередно называть звуки дельфинов, а дети пытаются их воспроизвести:

·        щебет (кто щебечет?)

·        жужжание (кто жужжит?)

·        визги (кто визжит?)

·        скрежет (кто издает скрежет?)

·        щёлканье (кто щелкает?)

·        чмоканье (кто чмокает?)

·        скрипы (кто скрипит?)

·        хлопки (кто хлопает?)

·        писк (кто пищит?)

·        рёв (кто ревет?)

·        вопли (кто вопит?)

·        крики (кто кричит?)

·        кваканье (кто квакает?)

·        свисты (кто свистит?). «А вы умеете свистеть? Посвистите. А по-другому? Дельфины могут свистеть 32-мя способами. Как вы думаете, какими звуками дельфины сообщают о том, что им нужна помощь? Как вы даете знать другим людям об этом? Как вы можете догадаться о том, что кому-то нужно помочь?».

III этап

«Наконец, дети, вы сейчас узнаете, что у дельфинов есть имена. Да-да, у каждого дельфина есть своё имя, на которое он откликается, когда к нему обращаются сородичи. Имя даётся дельфину ещё при рождении и представляет собой характерный свист, средняя продолжительность которого — чуть меньше одной секунды». Детям дается задание нарисовать своего дельфина и придумать ему имя.

IV этап

«Итак, мы сегодня говорили о …? Какие дельфины: дружелюбные или враждебные по отношению к человеку? Чем дельфины похожи на людей? Какие виды звуков могут издавать дельфины? В чем мы можем брать пример с дельфинов?»


 

Использованные источники:

1.     Дельфины / Царство животных / Перевод с англ.С.В.Чудова. - М.: ОНИКС, 2000. - С. 177.

2.     Дельфины и киты // Биология / Сост. С. Т. Исмаилова. - 3-е изд. - М.: «Аванта+», 1996. Т. 2. - С. 577. - (Энциклопедия для детей).

3.     Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. - М.: Просвещение, 2007.

4.     Микляева Н.В., Семенака С.И.: Уроки добра. Комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка. ФГОС. – М.: Аркти, 2018.