МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

В современном мире существует множество дискуссий на тему методов правового регулирования. Ю.М. Козлов определяет два лагеря понимания их содержания: «а) каждая правовая отрасль помимо предмета имеет и свой собственный метод; б) все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства, заложенные в самой природе права». [1] Мы считаем, что наиболее верная первая позиция, так для различных преступлений должны быть не только свои «особенности» в наказаниях, но также свои «особенности» в методах, подходах к каждой отрасли права.

Рассмотрим это на примере административного права.

Под методом правового регулирования понимают определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения.

Любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в совокупности составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

  • Предписания- возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
  • Запреты - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
  • Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Так, для уголовного права наиболее характерны запреты; для гражданского - дозволения. Запреты и предписания содержатся и в гражданском законодательстве, равно как дозволения можно обнаружить в уголовном законодательстве.

* Специфика метода регулирования административного права определяется сущностью государственного управления как юридически-властной деятельности.

* Административно-правовому регулированию свойствен метод юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления.

Существует несколько особенностей административно-правового метода регулирования общественных отношений, вытекающих из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

  1. для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты)
  2. метод административно-правового регулирования предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение. Следовательно, волеизъявление одной стороны неравнозначно волеизъявлению другой. Объясняется это тем, что юридически властные предписания отнесены к компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.
  3. в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например у нижестоящего органа исполнительной власти). Следовательно, складывается такой механизм правового регулирования, который не является результатом взаимного (т.е. договорного) волеизъявления управляющих и управляемых. Данная особенность, в частности, свидетельствует о том, что метод административно-правового регулирования исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной решать в одностороннем порядке, но в соответствии с требованиями законов и административно-правовых норм возникающие в рамках регулируемых управленческих отношений вопросы независимо от того, по чьей инициативе они возникают.
  4. властность и односторонность как наиболее существенные признаки метода административно-правового регулирования не исключают использования в необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут возникать управленческие отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений, т.е. их волеизъявлений. Но использование дозволений также предписывается административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).

Таким образом, особенности предмета административного права обусловливают специфику его метода правового регулирования. Административное право предусматривает, как правило, юридическое неравенство субъектов правоотношения, подчинение одного субъекта правоотношения другому.

Понятие и виды административно-правовых методов управления

Наряду с административно-правовыми формами в процессе практической реализации функции исполнительной власти важное место отводится методам управленческой деятельности (методам управления).

Административно-правовые методы — это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, сферы, коллективы работ ников, граждан).

Методы, используемые в процессе реализации исполнительной власти, разнообразны. Но в основном выделяют два универсальных метода любой государственной или общественной работы – убеждение и принуждение.

  • Убеждение является главным методом деятельности. Проявляется оно в использовании средств воспитания, разъяснения, пропаганды лучших примеров, поощрения за добросовестную работу, материальное стимулирование.
  • Принуждение традиционно характеризуется как вспомогательный метод, используемый тогда, когда средства убеждения оказываются нерезультативными, т.е. когда нарушаются требования правил, действующих в сфере государственного управления.

Можно выделить следующие три вида методов в зависимости от конкретных целей соответствующих действий.

  1. Методы управляющего воздействия; в них находят свое не посредственное выражение все качества, присущие отношениям между субъектами и объектами управления.

Методы этого вида, являющиеся собственно административно-правовыми методами. Их принято подразделять на административные и экономические.

Административные методы характеризуются в качестве средств или способов внеэкономического или прямого управляющего (упорядочивающего) воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на поведение управляемых. Поэтому они в максимальной степени выражают юридически властное обеспечение должного поведения в сфере государственно управления.

Экономические методы, как правило, характеризуются в качестве способов или средств экономического (материального) или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на поведение управляемых.

  1. Методы организации работы исполнительных органов. Они имеют чисто аппаратное значение, так как создают условия, необходимые для эффективного управляющего воздействия. Они включают как юридические средства, так и средства неправового характера. Это математические, графические, социологические, исследовательские методы и т.п. Главное в содержании такого рода методов – их использование вне рамок непосредственного управляющего воздействия.
  2. Методы совершения управленческих действий. Они носят процедурный характер (например, существуют определенные методы принятия управленческих решений, совершения контроль но-надзорных действий и т.п.).

Таким образом, мы ещё раз убеждаемся в собственной правоте. Методы, которые применяются для административного права, имеют свои особенности, как и сама отрасль в целом. Если рассмотреть другие отрасли права, то мы заметим, что для каждой отрасли эти особенности свои, а значит, и методы тоже. Что и следовало доказать.

 

 

Список литературы

 

  1. Upload, «Метод административного права: понятие, особенности,» 2016. [В Интернете]. Available: https://studfile.net/preview/6331949/page:28/.
  2. «Метод административного права,» [В Интернете]. Available: https://studme.org/44632/pravo/metod_administrativnogo_prava. [Дата обращения: 7 декабрь 2019].
  3. «Понятие и виды административно-правовых методов управления,» 21 января 2015. [В Интернете]. Available: https://studopedia.ru/4_61521_ponyatie-i-vidi-administrativno-pravovih-metodov-upravleniya.html. [Дата обращения: 7 декабрь 2019].
  4.  К. Конджакулян, «Иные обстоятельства как метод освобождения от административной ответственности,» Вестник Московской академии следственного комитета Российской Федерации., № 9, 2017.