О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

ON SOME ISSUES OF TAX CONTROL

Налоговому контролю отводиться чуть ли не одна из главных ролей в системе государственного финансового контроля. Это объясняется тем, что все-таки налоги были и остаются на данный момент основным регулятивным средством в рыночной экономике.

Статья 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) дает нам легальное определение налогового контроля: «деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Законом».[1]

Содержание этой деятельности заключается в отслеживании правильности  уплаты  налогов  и  сборов налогоплательщиками и   плательщиками   сборов   в пользу бюджета государства,  а также  удержания  и  перечисления  в  бюджет  финансовых ресурсов  налоговыми  агентами.

Целью налогового контроля является как предупреждение нарушений налогового законодательства, так и выявление налоговых правонарушений, а также наказание лиц, которые своими действиями нарушили данное законодательство[2].

Объектом контроля уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах является именно та деятельность налогоплательщика, которая непосредственно перекликается с выполнением им налоговой обязанности, в круг которой входят: правильное исчисление налога; своевременное его перечисление в федеральный бюджет; а также иные действия, которые налогоплательщик выполняет при исполнении налоговой обязанности ( постановка на учет в налоговые органы, предоставление периодической отчетности и т.п.)

Налоговый контроль функционирует на основе принципов, которые помогают субъектам контроля осуществить его наиболее полноценно, результативно и справедливо. В научной литературе данные принципы подразделяются на организационные, к которым относят принципы: законности, единства, независимости, централизации, соответствия уровням бюджетной и налоговой системы и административно-территориальному  делению  государства, и технические, к ним авторы относят: презумпцию добросовестности, правомочности, всеобъемлющей  полноты,  недопущение  причинения  вреда налогоплательщику,  превентивности,  обеспечения  защиты информации  о  налогоплательщики  и  соблюдения  налоговой тайны.[3]

Поскольку о налоговом контроле можно говорить как о процессе деятельности уполномоченных на его осуществление органов, который строго регламентирован законодательством о налогах и сборах, а как известно в каждом процессе можно выделить свойственную ему последовательность и наличие определенных стадий.Контрольный процесс также имеет определенную последовательность и стадии его проведения и включает в себя:

- регистрация и  учет  налогоплательщиков;  прием  налоговой  отчетности; осуществление камеральных проверок;

- начисление необходимых к уплате платежей;

- контроль за своевременной уплатой начисленных сумм;

- проведение выездных проверок;

- контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных  санкций и административных штрафов.

Для наиболее результативного контрольного процесса существуют различные способы его осуществления. Классификация контрольных мероприятий (контрольного процесса) приобретает немалое как теоретическое, так и практическое значение. Посредством выбора подходящего варианта контрольной деятельности исходя из целей налоговой проверки в конкретной ситуации появляется  возможность скорейшего достижения запланированного результата.

По объему, который охватывает проверка, авторы выделяют полный (или комплексный) – исследование всей информации о налогоплательщике, и тематический (или частичный) контроль – изучение и исследование отдельной финансово-хозяйственной части деятельности налогоплательщика.

В зависимости от планировки проверки бывают: запланированные и внеплановые. Большая часть налоговых проверок производится исходя из плана-графика, внеплановая проверка может проводиться, если последняя проверка выявила серьезные нарушения налогоплательщиком налоговой обязанности  или имеются достоверные факты предполагать такое нарушение; имеются факты, ставящие под сомнение законности получения налогоплательщиком средств; имеются факты о документальном увеличении имущества или появление в собственности нового объекта налогообложения; не представлена налоговая декларация либо иные документы необходимые для правильного исчисления налога.

По форме проведения контрольных мероприятий контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль применяется до начала финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, тем самым помогая пресечь нарушение налогового законодательства. Текущий контроль проводится именно во время деятельности налогоплательщика с целью проверки правильности отражения проводимых хозяйственных операций и достоверности бухгалтерской отчетности. Последующий – проверка по истечению налогового периода. Налоговый орган вправе запросить всю необходимую документацию для проведения наиболее полного и всестороннего анализа данных.

Некоторые авторы выделяют сплошной и выборочный контроль.[4] Сплошной контроль сводится к проверке всех документов и форм учета. Данному виду подвергаются, как выделяют авторы, наиболее уязвимые места в финансово-хозяйственной деятельности: банковские и кассовые операции; операции связанные с формированием  расходов средств налогоплательщика. Выборочный контроль рассматривается с двух позиций: во-первых, проверяется часть документов, но за весь налоговый период; во-вторых, проверке подлежит вся отчетная документация, но за 1 год. Также, если по результатам выборочной проверки будут найдены серьезные нарушения, то проверка будет осуществляться сплошным методом.

Развитие информационного оборота позволило выделить такие формы налогового контроля, как документальный и фактический. Документальный судя из названия сводится к проверке первичных документов, в которых содержаться первичные данные об объекте проверки. А фактический контроль служит для подтверждения данные содержащихся в первичной документации, он проводится на основании свойственных только ему методов ведения контроля: инвентаризация; обследование и экспертиза.

К разновидностям экспертизы проводимой налоговым органом относят виды проверок, закрепленные статьей 87 НК РФ: камеральные проверки – без выезда инспектора на налоговый объект и выездные проверки – с выездом налогового инспектора на территорию либо местонахождения налогоплательщика.[5] Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом посредством анализа материалов предоставленных плательщиком налогов: данные бухгалтерской отчетности; балансов; деклараций и расчетов по налогам и т.д. Выездная проверка сводится к проверке данных о финансово-хозяйственной деятельности по месту нахождения плательщика налогов, что обеспечивает наиболее полный и всесторонний анализ документации[6].

В ходе развития информации и информационного оборота появилась новая современная форма налогового контроля – налоговый мониторинг. Положения о налоговом мониторинге закреплены статьей 105.26 НК РФ. Данная форма налогового контроля заменяет привычные налоговые проверки, о которых речь шла выше, на онлайн-взаимодействие с налогоплательщиками, посредством удаленного доступа к информации налогоплательщика и его отчетности. В результате происходит сокращение документооборота между налоговым органом и плательщиком, облегчение процедуры проверки, а также ее ускорения, что является положительным и для всех субъектов налоговых правоотношений.

Таким образом, можно сказать, что наличие такого множества инструментов налогового контроля позволяет сократить возможные виды мошеннических схем в сфере налогообложения, уменьшить количество бумажных носителей и в конце концов обеспечить своевременное поступление средств в бюджеты всех уровней и повысить эффективность налогового контроля. Также, по-моему мнению, необходимо совершенствовать процедуры проведения налоговых проверок. Улучшение в совокупности всех процедур приведет к еще большей эффективности налоговых проверок.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.11.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019);
  2. Ашмарина, Е.М., Иванова Е.С., Кудряшова Е.В., Мыктыбаев Т.Д. Налоговое право // КноРус - Москва, 2017.;
  3. Налоговое право: учебник для вузов // С.Г. Пепеляев, Р.И. Ахметшин, С.В. Жестков; под редакцией С.Г. Пепеляева. — Москва : Альпина Паблишер, 2019.;
  4. Агабабян В.Э., Очаковский В.А. «Налоговый контроль как элемент налогового администрирования в Российской Федерации» // Полиматис. 2018. №9 С. 13-18.;
  5. Алтасина А.Д., Шелихова К.А., Жутаев А.С. «Современные тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации» // Вестник науки и образования. 2018. № 6, С. 42-44.;

 

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.11.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019);

[2] Агабабян В.Э., Очаковский В.А. «Налоговый контроль как элемент налогового администрирования в Российской Федерации» // Полиматис. 2018. №9  С. 13-18.;

[3] Налоговое право : учебник для вузов // С. Г. Пепеляев, Р. И. Ахметшин, С. В. Жестков; под редакцией С. Г. Пепеляева. — Москва : Альпина Паблишер. 2019.;

[4] Ашмарина, Е. М., Иванова Е. С., Кудряшова Е. В., Мыктыбаев Т. Д. Налоговое право // КноРус - Москва, 2017.;

[5] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.11.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019);

[6] Алтасина А.Д., Шелихова К.А., Жутаев А.С. « Современные тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации» // Вестник науки и образования. 2018. № 6. С. 42-44.;