МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. ПОНЯТИЕ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ

MISSION OF THE ORGANIZATION. CONCEPT, ITS SIGNIFICANCE AND PROCESS OF FORMATION

Миссия, видение и цели традиционно являются тремя наиболее распространенными компонентами описания бизнеса. Миссия – это краткое описание основной цели деятельности компании. Причина, по которой компании используют заявления о миссии, состоит в том, чтобы прояснить, в простых и сжатых терминах, цели существования фирмы, чего она хочет достичь как организация, не только для себя и своих сотрудников, но и для клиентов и других людей, которые являются частью бизнеса, таких как акционеры. Утверждение, как правило, короткое, содержит одно предложение, либо абзац.

Само определение миссии часто является результатом усилий группы по достижению консенсуса. Правильно составленная формулировка миссии может придать организации стратегическую направленность и мотивировать сотрудников работать вместе для достижения общей цели. Написание заявления о миссии рассматривается как ценное упражнение по формированию команды. Оно служит двойной цели, помогая сотрудникам оставаться сосредоточенными на стоящих перед ними задачах, а также побуждая их находить инновационные способы продвижения к все более продуктивному достижению целей компании.

Миссия отражает все аспекты бизнеса компании: ассортимент и характер предлагаемых продуктов, цены, качество, сервис, положение на рынке, потенциал роста, использование технологий, а также отношения с клиентами, сотрудниками, поставщиками, конкурентами и сообщества. В миссии внимание уделяется тому, где находится компания в настоящее время, и тем тактическим шагам, которые она хочет использовать для достижения своих целей [1].

Заявление о миссии состоит из трех основных компонентов:

  • ключевой рынок: целевая аудитория;
  • вклад: товар или услуга;
  • различие: что делает продукт уникальным.

Как минимум, миссия должна определить основных клиентов компании, основные продукты и услуги, которые она производит, и описать рынок, на котором работает компания. Заявление о миссии можно рассматривать как способ направить бизнес на правильный путь. Оно играет роль в оказании помощи бизнесу в принятии стратегических решений. Без формулировки миссии, обеспечивающей направление, предприятия могут испытывать трудности, когда дело доходит до принятия решений и планирования.

В заявлении о миссии должны быть даны ответы на следующие вопросы:

  • «Что мы делаем?» – В заявлении о миссии должно быть четко указано основное назначение организации и что они делают.
  • «Как мы это делаем?» – также следует упомянуть, как планировать достижение миссии.
  • «Для кого мы это делаем?» – аудитория заявления о миссии должна быть четко указана в заявлении о миссии.
  • «Какую ценность мы приносим?» – необходимо четко обозначить преимущества и ценности миссии.

Наличие четкой цели поможет устранить любые потенциальные неясности, которые могут возникать в процессе ведения хозяйственно-экономической деятельности компании. Лица, заинтересованные в развитии бизнеса, захотят знать, что бизнес делает правильный выбор и прогрессирует в направлении достижения своих целей, что поможет устранить любые сомнения, которые могут возникнуть у заинтересованных сторон в бизнесе. Потенциальные инвесторы могут также обратиться к заявлению о миссии, чтобы увидеть, соответствуют ли ценности компании их. Например, этичный инвестор против табачных изделий, вероятно, не будет инвестировать в компанию, чья миссия – стать крупнейшим мировым производителем сигарет.

Правильно составленная миссия – полезный инструмент для успешного ведения бизнеса. На основе миссии происходит формирование системы управления фирмой (Рис.) [2].

 http://meridian-journal.ru/uploads/1966-1.PNG

Рис. Система управления организации

 

Заявление о миссии может выступать также в качестве мотивационного инструмента в организации, оно может позволить всем сотрудникам работать для достижения одной общей цели, которая приносит пользу как организации, так и им самим. Это может оказать положительное влияние в отношении таких факторов, как удовлетворенность сотрудников и производительность. Важно, чтобы сотрудники чувствовали целеустремленность. Предоставление этого чувства цели позволит им больше сосредоточиться на своих ежедневных задачах и поможет им реализовать цели организации и свою роль в их достижении [3].

Миссии являются такими же разнообразными, как и сами компании, которые они описывают. Тем не менее, все они в общих чертах дают характеристику текущих возможности организации, определяют ее деятельность и состав бизнеса, а также целевую аудиторию. Рассмотрим заявления о миссии некоторых известных действующих компаний [4].

Например, миссия Amazon заключается в следующем: «Мы стремимся предложить нашим клиентам самые низкие цены, лучший доступный выбор и максимальное удобство».

Миссия Apple: «Apple стремится предоставлять студентам, преподавателям, творческим профессионалам и потребителям во всем мире лучший опыт работы с персональными компьютерами с помощью своих инновационных аппаратных, программных и интернет-предложений».

Walmart: «Walmart помогает людям по всему миру экономить деньги и жить лучше – в любое время и в любом месте – в розничных магазинах, онлайн и через мобильные устройства».

Тесла: «Миссия Теслы – ускорить переход мира на устойчивую энергетику».

Поскольку заявления о миссии отражает деятельность компании, они часто используются в маркетинге. Компании всегда размещают их на своих сайтах, например, часто в разделе «О нас». Иногда формулировка миссии компании даже становится ядром рекламы бизнеса. В некоторых случаях многие заявления о миссии в конечном итоге превращаются в бытовые фразы.

Таким образом, наличие последовательного, реалистичного заявления о миссии имеет основополагающее значение для привлечения сотрудников компании и достижения корпоративных целей. Крупнейшие компании нередко тратят многие годы и миллионы долларов на разработку и совершенствование своих миссий. По мере развития компании будет развиваться и их миссия. Это делается для того, чтобы убедиться, что она точно отражает цели компании и организация остается на верном пути по мере ее развития и изменения делового и экономического климата, и чтобы миссия не потеряла свою актуальность и не стала скучной или устаревшей.

 

Библиографический список:

  1. Дафт, Р.Л. Менеджмент: пер. с англ. / Р.Л. Дафт. – СПб. : Питер, 2001. – 832 с.
  2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. / Пер. с англ. Под ред. С.Г. Божук. – СПб.: Питер, 2011. – 496 с.
  3. 3. Организационная культура: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.Г. Смирновой. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 306 с.
  4. 4. Company Mission Statements of the Largest U.S. Retail Chains Index [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.thebalancesmb.com/largest-us-retail-chains-index-2892361