ВОСПРИЯТИЕ ПОДРОСТКАМИ РАБОТЫ БЛОГГЕРОВ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ И В ГОРОДАХ ИНОГО ТИПА

TEENAGERS' PERCEPTION OF BLOGGERS' WORK IN CITIES WITH A MILLION-PLUS POPULATION AND IN OTHER CITIES

Сегодня интернет-коммуникация быстро развивается и способствует появлению новых профессий, одной из которых является видеоблоггинг. Стремительное развитие видеоблоггинга, огромное влияние этого явления на социум, множество «завербованных людей» делает эту проблему весьма актуальной. Представители 21 века более подвержены влиянию распространяемой в социальных сетей информации, чем их предшественники прошлого столетия. Телефон, планшеты, компьютеры – все это способствует популяризации видеоканалов. Согласно статистике, проведенной агентством «Stasista», аудитория, которую охватывает Интернет, неумолимо быстро растет. Так, например, видеохостинг YouTube славится отметкой в 1,5 млрд пользователей, что позволяет ему занимать почетное второе место. Относительно молодое приложение Instagram насчитывает 800 миллионов фолловеров, рейтинг и популярность которого близится к «призовому» третьему месту. Первые видеоблоги начали возникать в 2000 году, однако ощутимое веяние стали проявлять лишь в 2005 с возникновением YouTube-канала [5]. Создание видео позволило многим людям делиться своим мнением, при этом выражать эмоции, которые привлекают слушателейсвоей непосредственностью и искренностью [4]. Многие предпочитают вести диалог наяву, так как возникает зрительный контакт. Видео позволяют нам почувствовать этот «диалог», так как  довольно часто можно распознать ложь и не быть обманутым. Популярность блоггеров постоянно меняется: кто-то «выходит» в лидеры, а кто-то навсегда забывается. Все зависит от выбранных тем, следование моде, а также полное соответствие потребностям молодежи. Каждый месяц организации проводят социальные опросы, интервью, чтобы узнать, кого из блоггеров общество воспринимает более благосклонно. «Brand Analytics» на основе рейтинга, лайков и репостов строит классификацию активности страниц.

Первое место в топ-3 по вовлеченности отходит известному Wylsacom, направление которого посвящено обзору на новые компьютерные игры. Данный контент собирает максимальное количество комментариев – это 2,3 млн, то есть максимум за всю историю рейтинга, по мнению «Brand Analytics». На втором месте топа YouTube-канала по участию аудитории в жизни блоггера – челленджер под ником А4, который занимается тем, что снимает видеоклипы, а также пародии на современные песни. Он стабильно показывает высокие результаты в рейтинге: сохраняет баланс между первым (май 2019) и четвертым (апрель 2019) местами. На третьем месте – один из самых популярных летсплееров YouTube под ником Аид. Большинство видео на его канале посвящены прохождению игры Minecraft. Несмотря на молодой возраст (21год), Ронжин Вячеслав, автор комментирования игр, в том числе и Minecraft, стоял у истоков жанра летсплея, первый его ролик был опубликован еще в 2012 году [1].

Работа блоггеров имеет как плюсы, так и минусы. Несомненно, у многих из них есть поклонники, но также существуют и хейтеры, испытывающие ненависть и вымещающие ее на людях, создающих видеоконтенты, что приводит к кибербуллингу. Кто-то выдерживает напряжение, а кто-то закрывает свой блог навсегда. Так как основной аудиторией являются подростки, то и анализ особенностей восприятия путем социального опроса проводится среди данной категории пользователей. Все зависит от того, как видеоконтенты воспримет аудитория. Будет ли она считать созданный видеоканал интересным и информативным или воспримет его как очередной низкопробный материал.

Существует мнение, что подростки городов-миллионников, например, города Казань, имеют иное восприятие информации социальных сетей, нежели тинейджеры малых городов (Йошкар-Ола). Проведенный опрос, показал, что результаты опрошенных ребят в Казани на 50 % выше подростков Йошкар-Олы. Уровень информированности о блоггерах у детей, проживающих в Казани, достигают 60%, тогда как в Йошкар-Оле он колеблются около 30%. В то же время ни один ребенок не смог ответить на вопросы: почему они их смотрят, что для себя они берут из роликов, на чем основывается их интерес.

Опрос показал, что большинство подростков смотрят блоггеров из-за ярких картинок, музыки и эмоций, которые ребята испытывают. Созданные каналы – это маленькие юмористические шоу, которые тут же забываются после просмотра. Мало кто способен точно определить интересующую сферу из множества тех, которые охватывают блоггеры. Чаще всего, «подростки, пытаясь сбежать от гиперопеки и тотального контроля родителей, «зависают» на роликах, где получают, пусть и виртуальную, но свободу, «кайфуя» и завидуя блоггерам, которые вольны жить, как им захочется», - говорит психолог Аэлита Гарницкая [3]. Проанализировав ответы учеников, можно утверждать, что первое, чем привлекают молодое поколение видеоблоггеры, - это свобода. Восприятие блоггеров как людей, свободных в своих действиях – именно это привлекает подростков. Многие из них не могут жить, так как они хотят: есть в дорогих ресторанах, путешествовать по миру. Просмотрев видео, подросток перекладывает действия блоггеров на себя. У него создается мнимое ощущение – «я попробовал». Это дает защиту тинейджеру, так как он будет знать, что находится в зоне недосягаемости. Он не полный аутсайдер общества.

Второе – восприятие блоггера как кумира [2]. Выбрав своего кумира, подростки начинают подражать им:также говорить, одеваться, вырабатывать определенную форму общения с окружающими, принимая это за «чистую монету». Блоггеры, зная, что они являются примером для своих фанатов, дают советы по достижению подобных результатов. Так, например, бьюти-блоггеры рассказывают, где девушки могут найти дешевую косметику и как правильно нужно краситься. Для мужского пола есть своя категория, они могут найти онлайн-курсы, исходя из их интересов, (по любому направлению) — от игры на гитаре до сдачи экзаменов, часто все это ещё и бесплатно. Видеоблоггеры «стоят» в одном ряду с обычными репетиторами, задачниками и собственно школой, они стали неотъемлемой частью подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Третье – восприятие блоггера как друга [2]. Видео, в котором, например, человек прыгает через перила, закрыв глаза, или пытается получить эффект взрыва при бросании конфет «ментос» в Кока-колу, притягивают подростка тем, что блоггер крут. Это обесценивает их реальных друзей — те не всегда могут развеселить и уже тем более проделать такой фокус. Кроме того, такие видео приучают ребенка к тому, что популярность можно завоевать, выполнив определенную глупость или рискнув жизнью, и за это получить одобрение в виде лайков и репостов. Риск таких выходок еще и в том, что уровень опасности в них идет по нарастающей, если сегодня подросток удивил своих зрителей заглатыванием лимона, то завтра для поддержания популярности нужно выдумать что-то еще круче, например, бег по каньонам, а то и катание на велосипеде по горам. Воспринимая блоггера, как друга, они задают в сообщении свои вопросы, на которые получают ответы. Зная, что за слова придется отвечать, люди, ведущие блог, советуют слушателям входить в положение их родителей. Принимать их расспросы, как заботу, а не форму придирки.

Несмотря на большую разницу в количестве, качественный анализ показал, что восприятие творчества блоггеров в городах-милионниках и городах иного типа сравнительно одинаково. Яркие картинки, свободная и независимая жизнь, которую не встретишь в реальности, друзья, дающие ответ на любой вопрос и способные всегда рассмешить, - все это аспекты того, как воспринимают работу блоггеров нынешние тинейджеры. Единственное отличие в информированности. Подростки Казани знают направление, в котором работают блоггеры, а ребята Йошкар-Олы смотрят блогги в соответствии с популярностью, при этом не замечают тенденций в творчестве блоггеров.

 

Литература

  1. Brand Analytics Top-20 russkojazychnyh YouTube-blogerov, sentjabr' 2019. Polcarstva za letsplej. – Rezhim dostupa: https://br-analytics.ru/blog/top-20-youtube-bloggers-september-2019/ (data obrashhenija: 13.12.19).
  2. Mel. Kak internet izmenil podrostkov: bulling, bloggery, svoboda. – Rezhim dostupa: https://mel.fm/podrostki/5762409-about_generation_z (data obrashhenija: 13.12.19).
  3. Plieva A. V chem opasnost' videoblogov i kak otuchit' ot nih podrostka. 27.02.17 – Rezhim dostupa:https://vesti.ua/poleznoe/222933-videoblohi-i-podrostki- (data obrashhenija: 13.12.19).
  4. Steffen Gvido Pechatnaja produkcija i sposob ee izgotovlenija. – Rezhim dostupa:https://cyberleninka.ru/search?q=%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8B&page=1 (data obrashhenija: 13.12.19).
  5. Fillipova A.G., Ardal'janova A.Ju., Abrosimova E. E. Videoblogging i sovremennye podrostki: opasnost' internet-prostranstva // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2017 №8. – Rezhim dostupa:https://cyberleninka.ru/article/n/videobloging-i-sovremennye-podrostki-opasnosti-internet-prostranstva (data obrashhenija: 13.12.19).