ОЦЕНКА НЕОБХОДИМОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ЛЕГАЛИЗАЦИЮ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА

EVALUATION OF THE NEED FOR ESTABLISHING ADMINISTRATIVE LIABILITY OF LEGAL ENTITIES FOR LAUNDERING OF MONEY AND OTHER PROPERTY

На данный момент в российском законодательстве за легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества предусмотрена только уголовная ответственность физических лиц (статьи 174 и 174.1 УК РФ).

25 октября 2018 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов были размещены два законопроекта об установлении за указанное правонарушение административной ответственности юридических лиц. Их публичное обсуждение завершилось 20 сентября (законопроект о внесении изменений в КоАП РФ) и 3 октября (законопроект о внесении изменений в закон №115-ФЗ) 2019 года.

Законодательная инициатива Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) была вызвана требованиями рекомендации 3 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также положениями статьи 10 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма, в которых указывается на необходимость привлечения юридических лиц к ответственности за преступления по отмыванию денежных средств и иного имущества. В силу фундаментальных принципов российского законодательства уголовная ответственность к юридическим лицам не применяется, вследствие чего разработчики законопроекта предлагают ввести административную ответственность для юридических лиц.

Согласно данным законопроектам предлагается введение дополнительной статьи 15.27.3 в КоАП РФ, налагающей ответственность на юридическое лицо, в случае если его сотрудником совершено отмывание доходов или иного имущества в интересах этого юридического лица. Максимальным предусмотренным наказанием является административный штраф в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости иного имущества, являющихся предметом административного правонарушения (не менее 1 млн руб.), либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией денежных средств или иного имущества.

Кроме того, статья 15.27.3 будет закреплять конкретный перечень деяний, за которые компания понесет ответственность; возможность конфискации предмета правонарушения (в частности, полученные доходы); привлечение к ответственности иностранных компаний и ряд других положений.

Составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 15.27.3 КоАП РФ будут должностные лица Росфинмониторинга и органов прокуратуры. Срок давности привлечении к ответственности по данной статье максимальный – шесть лет.

Необходимость в установлении предлагаемой ответственности для юридических лиц, помимо требований международных правовых актов, объясняется наличием негативных последствий в отношении самой компании, а не сотрудника – физического лица. Помимо санкций, юридическому лицу грозят ощутимые финансовые потери, снижение репутации, инвестиционной привлекательности, потеря добросовестных контрагентов, что существенно повлияет на деятельность организации и может привести к полному приостановлению деятельности.

Исходя из этого, компании будут мотивированы организовывать дополнительные меры по предупреждению отмывания доходов сотрудниками и членами органов управления от имени организации.

Открытым остается вопрос о возможности применения административной ответственности за совершения деяния, требующего мер уголовной ответственности.

Данную подмену можно считать обоснованной в связи с позицией Европейского суда по правам человека. Считается, что формальное наименование меры в национальном законодательстве не "уголовно-правовой", не исключает соответствия такого наименования сущности применяемой меры. Если характер правонарушения и суровость наказания соответствуют правовой природе уголовной ответственности, то суд будет рассматривать ответственность как уголовную, несмотря на иную принадлежность в национальном праве. Следовательно, предлагаемая в законопроекте ответственность, не являясь уголовно-правовой фактически, должна компенсировать на практике невозможность установления уголовной ответственности для юридического лица.

Стоит отметить, что во избежание ухода от ответственности, например в случае признания физического лица недееспособным, привлечение юридического лица к административной ответственности должно нести независимый характер от наличия или отсутствия обвинительного приговора в отношении данного физического лица по рассматриваемому составу преступления.

Исходя из проведенного анализа, можно заключить, что законодательная инициатива Росфинмониторинга является актуальной и в случае утверждения будет является фактором минимизации случаев отмывания доходов и иного имущества сотрудниками организациями от ее лица.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации. КонсультантПлюс. [В Интернете] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. КонсультантПлюс. [В Интернете] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
  3. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов, ID 01/05/10-18/00085252 [В Интернете] https://regulation.gov.ru/projects#npa=85252.
  4. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов, ID 01/05/10-18/00085254 [В Интернете] https://regulation.gov.ru/projects#npa=85254.
  5. К. М. Конджакулян, «Административная ответственность в РФ и РА: понятие и сущность» Российская юстиция, № 1, 2013.
  6.  К. М. Конджакулян, «Президент в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Конституционное и муниципальное право, №5, 2010.