Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории. Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными. Основы теории монополистической конкуренции заложил Эдвард Чемберлин в изданной в 1933 году книге «Теория монополистической конкуренции».

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большого количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли. [3]

Основные черты монополистической конкуренции:

  • Дифференциация продукции;
  • Большое количество продавцов;
  • Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли;
  • Жесткая неценовая конкуренция;

Дифференциация продукции — ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.

Дифференциация в торговле представляет собой мнимые или действительные различия в факторах дифференциации. Основными факторами дифференциации в торговле являются товар, услуга и месторасположение. Дифференциация в торговле существует в товарной, сервисной и пространственной формах. [1]

Большое количество продавцов: с одной стороны, исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами с целью ограничения объема выпуска и повышения цен; с другой — не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены.

Барьеры вхождения в отрасль. Вхождение в отрасль обычно не затруднено, что связано с:

Вместе с тем из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к фирменной марке вхождение на рынок более сложно, чем при совершенной конкуренции. Новая фирма должна не только производить конкурентоспособную продукцию, но и быть способной привлечь к себе покупателей уже действующих фирм.

Неценовая конкуренция. Жесткая неценовая конкуренция — также характерная черта монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:

  • изменять цены (т.е. осуществлять ценовую конкуренцию);
  • производить товар с определенными качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям);
  • пересмотреть стратегию рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта).

Монополистическая конкуренция и эффективность. Монополистический конкурент обладает монопольной властью, которая позволяет путём создания искусственного дефицита повышать цены на продукцию. Однако, в отличие от монополии, эта власть возникает не из-за барьеров, а из-за дифференциации. Монополистический конкурент не старается минимизировать издержки. С точки зрения общества - это неэффективно, так как часть ресурсов не используется.[2] В то же время наличие избыточных мощностей создает условия для дифференцирования. В результате потребители имеют возможность покупать разнообразные блага в соответствии со своим вкусом, поэтому обществу необходимо сопоставлять удовлетворение от разнообразия, с платой, заключающейся в менее эффективном использовании ресурсов. Чаще всего общество одобряет существование монополистической конкуренции.

Преимущества рынка монополистической конкуренции:

  • дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя;
  • сильная конкуренция удерживает цены близко к уровню предельных издержек, которые находятся на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя и несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции);
  • рыночная власть отдельной фирмы сравнительно мала, так что фирмы, большей частью, получают, а не устанавливают цены;
  • это рынок наиболее благоприятный для покупателей.

Недостатки рынка монополистической конкуренции: как правило, фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, малы как относительно, так и абсолютно. Размер фирм жестко ограничен быстрым появлением убытков от масштаба производства (отрицательный эффект масштаба производства). И если существующие фирмы полностью используют возможности экономии на масштабе производства, то отраслевое предложение вырастет за счет входа в отрасль новых фирм, а не за счет расширения деятельности старых.

Малые размеры и предопределяют основные недостатки этой структуры рынка. Нестабильность рыночных условий и неопределенность малого бизнеса. Малые размеры фирм и жесткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска и проведения НИОКР и инновационной деятельности (поскольку для НИОКР необходим достаточно высокий минимальный размер предприятия). [4]

Итак, являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

Используемые источники:

  1. Бакальская Е.В. Дифференциация в торговле//Казанская наука. 2012.№ 7.С.57-59.
  2. Учебное пособие Э.Чемберлин «Теория монополистической конкуренции»//Экономика. 1996.;
  1. Статья А. В. Пилипук «Развитие научной теории эффективной конкуренции»//Современная конкуренция. 2016. №2. С.56;
  2. Статья К. А. Гореликов «Равновесие и оптимум на рынках монополистической конкуренции»//Современная конкуренция. 2016. №1. С.92-107;