ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Республика Саха (Якутия) расположена в северо-восточной части Евразийского материка и является самым большим регионом Российской Федерации. Общая площадь континентальной и островной (Ляховские, Анжу и Де-Лонга, входящие в состав Новосибирских островов Северного Ледовитого океана) территории Якутии составляет 3,1 млн. кв. км. Свыше 40% территории республики находится за Полярным кругом. В ее пределах расположены три часовых пояса. Республика Саха (Якутия) вместе с Приморским, Хабаровским и Камчатским краями, Амурской, Магаданской, Сахалинской областями, Еврейской автономной областью и Чукотским автономным округом входит в состав Дальневосточного федерального округа[1].

Природно-климатические условия Якутии во многих отношениях характеризуются как экстремальные. Прежде всего, Якутия – самый холодный из обжитых регионов планеты. Климат резко континентальный, отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Максимальная амплитуда средних температур самого холодного месяца — января и самого теплого — июля составляет 70-75°С. По абсолютной величине минимальной температуры (в восточных горных системах — котловинах, впадинах и других понижениях до минус 70°С) и по ее суммарной продолжительности (от 6,5 до 9 месяцев в год), республика не имеет аналогов в Северном полушарии [2].

В холодный период года на большей части территории в местах с соответствующими формами рельефа и другими физико-географическими условиями, способствующими застою холодного воздуха, при температуре -42 °С и ниже образуются морозные (ледяные) туманы [3].

Географические и климатические особенности Якутии формируют острую необходимость республики в транспортном обеспечении. В зимний период перевозки осуществляются в основном автомобильным транспортом.

Учитывая социальную и экономическую значимость автомобильных перевозок для республики в зимнее время года, актуальным и крайне важным является вопрос эксплуатации автомобилей в условиях экстремально низких температур.

Низкие температуры оказывают значительное негативное воздействие  на эксплуатационные характеристики автомобиля, а также на показатели его надежности (рис.1) [4].

 

Рис.1 – Воздействие низких температур на эксплуатационные характеристики автомобиля и на показатели его надежности [4].

Низкие температуры окружающего воздуха затрудняют пуск карбюраторных двигателей из-за увеличения вязкости масла для двигателя, обеднения рабочей смеси вследствие повышения вязкости топлива и плотности воздуха, ухудшения искрообразования. У дизелей ухудшается прокачиваемость дизельного топлива по трубопроводам и через фильтры, снижается энергоемкость аккумуляторных батарей.

Значительно снижается и работоспособность агрегатов трансмиссии автомобиля, которая существенно зависит от вязкости применяемых в них масел, нередко вязкость масла возрастает настолько, что мощности двигателя становится недостаточно для проворачивания валов и шестерен в агрегатах трансмиссии,

При низких температурах ухудшается герметичность тормозной системы, повышается жесткость тормозных диафрагм, возрастает скопление конденсата в фильтре влагомаслоотделителя, трубопроводах и в воздушных баллонах. Замерзая, конденсат образует ледяные пробки, что вызывает отказ в работе тормозов.

В результате увеличения вязкости масла в гидроусилителе, приводящего к снижению его прокачиваемости через калиброванные отверстия, фильтрующие элементы и трубопроводы и ухудшающего условия работы золотникового механизма и клапанов, снижается работоспособность рулевого управления.

Значительно снижается при низких температурах надежность работы шин и других резинотехнических изделий из-за потери ими упругости и образования трещин на их поверхности. Неморозостойкая резина при температуре —-50°С становится хрупкой.

Изделия из пластмассы теряют пластичность, повышается их хрупкость и ломкость.

В зимний период эксплуатации значительно ухудшаются условия движения автомобиля в результате действия сильного ветра и снегопадов, резко снижается видимость, затрудняется управление автомобилем, особенно на скользких и разбитых дорогах. В результате снижаются скорость движения и производительность подвижного состава автомобильного транспорта.

Чтобы обеспечить надежность работы автомобилей в условиях низких температур, необходима их тщательная подготовка в соответствии с рекомендациями Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава [5].

      Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что безопасная эксплуатация автомобилей в Республике Саха (Якутия) возможна только при соблюдении ряда рекомендаций, основными из которых являются [6]:

  • Необходимость безопасного запуска двигателя – обеспечивается путем предварительного разогрева, применения специального топлива и масла, теплоизоляции и подогрева аккумуляторных батарей
  • В целях бесперебойной работы автомобиля необходимо применение так называемых «зимних» видов топлива и смазочных материалов, которые обладают соответствующими вязкостно-температурными свойствами и сохраняют их при максимально низких температурах (до -700С)
  • Использование в зимний период исключительно морозостойких автошин
  • Обеспечение бесперебойной работы системы отопления и теплоизоляции салона (эффективным методом при этом является двойное остекление)
  • Наличие приборов-дублеров, применяемых в случае отказа основных.

Соблюдение указанных выше рекомендаций позволит сохранить на должном уровне как технические, так и эксплуатационные характеристики автомобиля в период экстремально низких температур.

Использованные источники:

  1. https://www.sakha.gov.ru/o-respublike-saha--kutiya-/obschiesvedeniya
  2. http://lenskraysovet.ru/o-respublike-sakha-yakutiya
  3. http://trasa.ru/region/saha_clim.html
  4. https://studfile.net/preview/6302785/page:40/
  5. http://stroy-technics.ru/article/osobennosti-ekspluatatsii-avtotransportnykh-sredstv-v-slozhnykh-klimaticheskikh-usloviyakh
  6. https://extxe.com/17135/tehnicheskaja-jekspluatacija-avtomobilej-v-osobyh-uslovijah/