Проблема эффективности правотворчества в свете современной политико-правовой теории управления обществом

Все мы зачастую недовольны уровнем эффективности выполнения своих должностных обязанностей органами исполнительной власти. Современные правотворческие решения оставляют множество вопросов, на которые, к сожалению, трудно получить ответы. Так в чём же причина нынешнего положения дел?

Для начала попытаемся дать определение государственного управления:

 

Государственное управление –

  1. вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть;
  2. подзаконная деятельность;
  3. юридически властная деятельность;
  4. осуществляется специальными субъектами (должностными лицами органов исполнительной ветви власти);
  5. осуществляется применительно к отраслевым направлениям;
  6. характеризуется как централизованное руководство, так и непосредственное управление;
  7. свое выражение находит в административном правотворчестве (практическое правоприменение);
  8. самое востребованное из все видов государственной деятельности, которая осуществляется внутри системы исполнительной власти.

Для того, чтобы разобраться в причинах неэффективности работы органов исполнительной власти, стоит более детально рассмотреть один из основных институтов административного права, а именно Правительство РФ.

В соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. При этом Правительство РФ функционирует на основании ФКЗ «О Правительстве РФ», согласно которому Правительство РФ – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти.

Согласно регламенту Правительства РФ на заседаниях Правительства РФ решения принимаются, как правило, общим согласием, то есть без голосования. Отсюда возникает вопрос - “несогласных нет?”  Согласно статье 26 ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министерств или представителей этих министерств, в ведение которых отнесены эти вопросы, однако, эта норма права не выполняется.

Председатель Правительства – член правительства, для назначения которого Президенту необходимо получить квалифицированную поддержку депутатов Государственной Думы Федерального Собрания. При этом председатель Правительства представляет Президенту все назначения и освобождения в состав Правительства.

Основной проблемой назначения на должность председателя Правительства выступает тот факт, что фактически депутаты выполняют второстепенную роль под угрозой роспуска Президентом РФ. При этом президент не ограничен в праве предлагать того же кандидата несколько раз, что может привести к дестабилизации законодательной и исполнительной власти, а также к прямому вмешательства Президента в, казалось бы, независимую законодательную ветвь власти.

Также, Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, фактически выполняя роль Председателя. Однако порядок и периодичность такого процесса нигде не закреплены.

Какие еще полномочия есть у Президента в данной области? Президент имеет право отменять акты Правительства и приостанавливать акты Глав Субъектов Федерации, если по мнению Президента они противоречат Конституции РФ. Фактически Президент тем самым выполняет роль Конституционного суда. Все вышеперечисленные факты ставят под сомнение независимость ветвей власти. Также, проанализировав полномочия Президента в различных направлениях можно говорить о динамике их увеличения и о концентрации власти в его руках. Остается непонятным одно - какую ответственность за это несёт Глава Государства?

Подведём некоторые итоги. В современной России теряют своё фактическое значение некоторые институты административного права, их роль становится факультативной в связи с тенденцией гипертрофирования полномочий Президента РФ. Данный вектор развития приводит к дестабилизации общественных отношений, негативно влияет на ситуацию в стране в целом. Необходимо решить данные проблемные аспекты путём принятия надлежащих нормативно-правовых актов.     

Список литературы:

  1. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Правительство Российской Федерации в системе законодательной деятельности (сравнительно-правовое исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 9.
  2. Конджакулян К.М. Юридическое лицо и вина: вопросы соотношении практики и теории через призму ответственности // Российская юстиция. № 11. 2017.
  3. Конджакулян К.М. Белова Е.С. Институт обращения граждан как элемент государственного управления // Закон и право. № 11. 2017.
  4. Конджакулян К.М. Иные обстоятельства как метод освобождения от административной ответственности: вопросы теории и практики // Вестник Московской академии следственного комитета Российской Федерации. № 3. 2017.
  5. Конджакулян К.М., Цой С.В. Особенности государственного управления в сфере природных ресурсов и экологии Российской Федерации // Государственная служба и кадры. № 12. 2017.
  6. Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2.
  7. Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (Сравнительно-правовой анализ) // Закон и право. № 11. 2014.
  8. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Некоторые вопросы взаимодействия  правительства и парламента в Российской Федерации и Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление. № 4. 2016.
  9. Конджакулян К.М. Исторические аспекты становления и развития исполнительной власти в Российской Федерации (Сравнительно-правовой анализ). // Российское государствоведение. № 3. 2015
  10. Конджакулян К. М. Президент в системе и структуре органов исполнительной власти и (сравнительно-правовой анализ на примере России и Армении) // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
  11. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Некоторые вопросы взаимодействия Правительства и Парламента в Российской Федерации и Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 4.
  12. Конджакулян К.М. Сущность института президентства в Российской Федерации и Республике Армения в контексте исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право, № 10, 2010.
  13. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики  Армения) Дисс. … канд. Юрид. наук. М., ОПТМ РАГС, 2010.
  14. Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения (коллизии, пробелы и правовые механизмы совершенствования) // Государственная власть и местное самоуправление. №1, 2012.
  15. Конджакулян К.М. Некоторые кадровые полномочия Президентов Российской Федерации и Республики Армения в механизме государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 6.
  16. Конджакулян К.М. Кадровые отношения Президента и должностных лиц органов исполнительной власти в Российской Федерации и Республике Армения // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1.
  17. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Административная ответственность в Российской Федерации и Республике Армения: понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.
  18. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Особенности административной ответственности за нарушение избирательных прав (сравнительно-правовое исследование) // Административное право и процесс. 2014. № 8.
  19. Волков А.М., Конджакулян К.М. О месте и роли Администраций Президентов Российской Федерации и Республики Армения // Вестник Евразийской академии административных наук. 2012. № 2.
  20. Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. № 12. 2014.