МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАЛЫЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

MEASURES OF STATE INFLUENCE ON SMALL BUSINESS IN THE CURRENT SITUATION IN THE RUSSIAN ECONOMY

Движущая сила экономики во всем мире принадлежитпредпринимательству, которое способствует поступательному развитию всоциальной и институциональной сферах.

Для российской экономики существенным фактором социальной устойчивости, а также значимым сектором являются малый и средний бизнес, т.к. именно данный сектор экономики способен снизить территориальнуюнеравномерность развития российского экономического пространства, поддержать инновационное развитие и диверсификацию экономики Российской Федерации.

В основе обеспечения новых рабочих мест и развития конкуренции лежат малый и средний бизнес, насыщая рынок товарами и услугами, позволяя более гибко реагировать на запросы, которые поступают от существующего рынка.

В условиях рыночной экономики производительность той или иной отрасли региона напрямую зависит от выбранной системы методов и инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

В России, так же, как и в зарубежных странах, государство применяет прямые и косвенные методы поддержки малого бизнеса, разрабатывает программы поддержки малого предпринимательства, уделяется внимание финансированию малых предприятий, развитию для них инфраструктуры, предоставлению госзаказов.

Однако по сравнению с развитыми странами масштаб и полнота осуществления данных мероприятий незначительны.

В качестве рекомендаций для повышения эффективности деятельности государственных органов власти в области поддержки малого предпринимательства особо хотелось бы выделить следующее:

- тщательное изучение всесторонней деятельности, доказавшей свою эффективность на практике, администрации малого бизнеса с внедрением положительного опыта, подходящего для российских условий;

- непрерывный мониторинг развития малого предпринимательства в стране и регионах, эффективности правовых норм в сфере малого бизнеса, деятельности государственных институтов, ответственных за поддержку малых предприятий;

- расширение направлений программ поддержки малого бизнеса;

- увеличение вариантов предоставления государственного финансирования малым предприятиям;

- развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в проблемных регионах;

- расширение полномочий торгово-промышленной палаты;

- вовлечение общественных организаций в процесс первичной экспертизы бизнес-планов и инвестиционных проектов, регистрации, лицензирования;

- активное использование современных технологий и сети Интернет в процессе государственной поддержки малого бизнеса;

- активное вовлечение в малый бизнес лиц предпенсионного возраста (в связи с повышением возраста выхода на пенсию), лиц с ограниченными возможностями здоровья, женщин.

Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономике любой страны. Однако без государственной поддержки его развитие может затормозиться, что негативно скажется не только на занятости населения, но и на развитии экономики в целом, ведь малые предприятия дают импульсы к развитию новых секторов рынка, появлению новых товаров и услуг. Поддержка малого бизнеса сегодня – это неотъемлемая часть государственной политики в любой стране.

Согласно данным международной статистики Российская Федерация значительно отстает по уровню развития малого и среднего предпринимательства.

На 2018 год доля данного сектора в объеме ВВП составляла 21%, тогда как в других развитых странах показатель достигает 50% и более.

Причинами такой низкой доли сектора МСП являются не только внешние факторы (в том числе санкции), но и внутренние, такие как высокий уровень коррупции, бюрократические препоны, зарегулированность нормативно-правовой системы, опасение проявлений недобросовестной конкуренции, отсутствие доступных кредитных ресурсов.

В условиях действия международных санкций, применяемых в настоящий момент государственных мер недостаточно, чтобы полностью преодолеть негативное воздействие указанных факторов, в связи с чем требуется постоянное совершенствование существующего механизма регулирования данного сектора.

В то же время малое и среднее предпринимательство в России имеет высокий потенциал для дельнейшего развития, выраженный наличием достаточной ресурсной базы и высококвалифицированной рабочей силой.

Анализ изменений, происходящих в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности, свидетельствует о том, что в настоящеевремя государство стремится перенести акцент с прямых методов государственного регулирования на способы косвенного воздействия на деятельностьхозяйствующих субъектов.

Однако для полноценного развития бизнеса ипривлечения иностранных инвесторов недостаточно законодательно установить необходимые льготы, требуется гарантировать стабильность социально-экономической и политической ситуации в стране, обеспечить прозрачностьадминистративных процедур, снизить уровень коррупции в органах властии тем самым повысить степень доверия граждан к государству.

Важнейшим условием эффективного развития бизнеса в любом государстве являетсяпоступательный характер изменений, вносимых в налоговую и административную систему государственного регулирования предпринимательской деятельности. В связи с этим льготный режим, установленный для отдельныхкатегорий хозяйствующих субъектов, должен быть рассчитан на длительныйсрок.

Только в этом случае предприниматель сможет не только успешно начать бизнес, но и обеспечить его устойчивое развитие, стать полноценнымучастником хозяйственного оборота. Напротив, постоянная смена «правилигры» существенно снижает эффективность мер, направленных на поддержку и развитие бизнеса.

 

Список литературы

  1. Бирюков С. В. О влиянии экономики на право (теоретический подход) // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2018. – № 1 (54). – С. 6–14.
  2. Карташов К.А. Малый и средний бизнес: экономический и управленческий аспекты: учебное пособие / К.А. Карташов, А.А. Бухтаяров, В.Э. Гарьковенко, Д.В. Ванюхов, Н.А. Монахова, П.В. Горлачев; под общ. ред. К.А. Карташова. – СПб.: ООО «ИД Сатори». – 2018. – С. 4-6, 32.
  3. Карташов К.А. Менеджмент: учебное пособие / К.А. Карташов, А.Е. Ероян, Н.А. Овчаренко, Н.Ш Чич; под общ. ред. К.А. Карташова. – М.: «Новое время», 2015. – С.33.
  4. Конституционная экономика / отв. ред. Г. А. Гаджиев. – М.: Юстицинформ, 2016. – 256 с.
  5. Предпринимательское право в XXI веке: истоки и перспективы: монография / под ред. С. С. Занковского, Н. И. Михайлова. – М.: Проспект, 2018. – 672 с.