УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ

BUSINESS RISK MANAGEMENT

Предпринимательство – это деятельность, связанная с высоким риском, предприниматели работают в условиях рыночных отношений, когда риск является следствием реальных процессов в экономике. Предприниматель принимает решение из нескольких вариантов, но трудность в том, что никто не может точно спрогнозировать, какое решение будет верным и менее рискованным.

Турманидзе Т.У. дает такое определение риска, «риск - это следствие возможности наступления какого-либо неблагоприятного события, которое может проявляться из-за неопределенности в будущем» [5, с.68].

Предпринимательский риск характеризуется с вероятностью потерь для бизнесмена, он несет дополнительные затраты свыше спрогнозированного в начале действий, или он не получает предусмотренный ранее доход и несет убытки.

«Предпринимательские риски классифицируются по типам фаз цикла производства (производство - обмен - распределение - потребление) По данному элементу классификации рисков выделяют следующие виды предпринимательских рисков:

- производственный риск, который связан с изготовлением товаров;

- коммерческий риск, который возникает при продаже товаров и услуг;

- финансово-кредитный риск – возникает во взаимодействии предприятия и банков, а также другими» [3, с.21].

Причина возникновения данных рисков является ситуация, которая вызывает неопределенность дальнейших действий. Для риска такими источниками являются: сама хозяйственная деятельность, личность бизнесмена, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности.

На практике происходят так, что существуют объективные (не зависящие от предпринимателя) и субъективные причины и факторы, влияющие на возникновение предпринимательских рисков. Изначально практически невозможно учесть всевозможные отклонения от плана, в связи с чем предприятие несет потери на любом из жизненных циклов.

Управление рисками необходимо для:

  • выявления потенциально возможных ситуаций, которые связаны с неблагоприятным исходом для предпринимателя;

  • получения информации о предполагаемом ущербе, чтобы знать, к чему нужно быть готовым и иметь план для дальнейших действий после ущерба;

  • подготовки путей решения финансовой проблемы

  • осуществления мер по сокращению рисков до минимального размера;

  • иметь в виду возможные расходы, которые связаны с оценкой и управлением риска.

Управление рисками – это область менеджмента, которая требует опыта в ведении финансов предприятия, страхования, а также анализа деятельности предприятия в целом. Работа бизнесмена в данном случае состоит в защите своего предприятия от возможных рисков, которые могут повлечь за собой расходы и отсутствие доходов. Задача бизнесмена выбрать корректное решение для развития предприятия, также учитывая, что чем больше прогнозированная прибыль – тем больше риск.

Грамотное управление рисками на предприятии увеличивает возможность компании достигать положительной динамики развития в перспективе - на годы вперед, а также сокращает вероятность банкротства. Управление предпринимательскими рисками фирмы основывается на следующих принципах:

Для дальнейшего развития предприятия необходимо следовать принципу управления рисками, а именно согласованность действий предприятия с условиями внешней среды, а также риск-менеджмента. Условия внешней среды представлены законодательными и нормативными актами, отражающими методы, как макро-, так и микроэкономического регулирования. Управление рисками необходимо интегрировать в общую стратегию предприятия и отслеживать изменения внешней среды.

Процесс управления предпринимательскими рисками представляет собой процесс, который позволяет определить, оценить и контролировать эти риски для того, чтобы увеличить доход предприятия [4, с.72].

Необходимо разработать программу для управления рисками предприятия, которой будут следовать все руководители и отделы. То есть в любой кризисной ситуации руководитель должен принять решение, которое будет совпадать с разработанной ранее программой. Благодаря таким условиям предприятие может с наименьшими потерями выйти из кризисной ситуации.

Управление предпринимательскими рисками позволит достигать также и дополнительные цели, такие как:

  • укрепление положения предприятия на рынке;

  • укрепление высокого уровня безопасности;

  • усиление конкурентной позиции

  • уверенность персонала в своем будущем, так как проходя через кризисные ситуации – персонал будет сохраняться при правильном управлении;

  • оптимизация расходов и издержек.

Данные цели могут быть достигнуты в совокупности с сокращением рисков, но затраты могут разница в зависимости от принятой стратегии и выбранных пунктов развития.

Миссия управления рисками состоит в том, что определяются основные риски и разрабатываются методы по их оптимизации, исходя из определения основных целей. Таким образом, может быть достигнуто сокращение расходов для занятия выбранного уровня цели.

Концепция управления рисками заключается в определении ключевых рисков и разработки методов их оптимальной минимизации в зависимости от выбранных стратегических целей. Тем самым достигается минимизация затрат достижения приемлемого уровня стратегической цели.

Таким образом, стратегия управления предпринимательскими рисками встраивается в основную систему при принятии управленческих решений, то есть при создании нового ответвления своей деятельности, например, необходимо придерживаться четкой позиции относительно положения предприятия. Например, если компания никогда не говорит клиенту «нет», то и при создании новой услуги этого правила также необходимо придерживаться, чтобы не потерять уважение клиентов.

Список литературы

1. Бударина, А.В. Основы предпринимательской деятельности / А.В. Бударина, И.Б. Соловьева, А.Ф. Степина. - М.: Просвещение, 2016. - 188 c.

2. Гусева, Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности. Правовое регулирование / Т.А. Гусева. - М.: ВолтерсКлувер, 2016. - 432 c.

3. Иода Е. В. и др. Управление предпринимательскими рисками / Е.В. Иода, Ю.В. Иода, Е.Н. Болотина - Тамбов, 2002. -212 с.

4. Каминка, А. И. Основы предпринимательского права / А.И. Каминка. - М.: Зерцало, 2016. - 320 c.

5. Турманидзе Т.У. Экономическая оценка инвестиций: учебник / Т.У. Турманидзе.- М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2008.- 342с.