Совершенствование порядка исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Improving the execution of sentences in the form of deprivation of the right to occupy certain positions or engage in certain activities

Современная уголовная политика, направленная на гуманизацию уголовного законодательства обусловила появление в последней новых наказаний альтернативных лишению свободы, а так же модернизацию уголовно-исполнительной системы.  Одним из ник является наказание в виде лишение права занимать определенную должность получило законодательное закрепление в  УК РСФСР 1960 года.

Согласно ст. 29 УК РСФСР наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью разрешено было назначать в качестве основного или дополнительного[1] на срок от 1 года до 5 лет. Однако порядок и условия исполнения данного вида наказания не были регламентированы вплоть до 1983 г.

Лишь после утверждения  Инструкции о порядке осуществления контроля органами внутренних дел за исполнением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью была решена проблема правового регулирования порядка исполнения наказания.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначенное в качестве дополнительно к лишению свободы  распространялось на весь период нахождения осужденного в местах лишения свободы, после-на срок, указанный в приговоре.

Особое внимание стоит уделить, наказанию в случае уклонения от отбывания наказания, которое было раньше более суровым.  Указом от 3 декабря 1982 года Президиума Верховного Совета РСФСР  постановил включить  ст. 188.2 в УК РСФСР», предусматривающую уголовную ответственность за невыполнение/неисполнение приговора суда осужденным и лицом, пользующимся правом приема на работу и увольнения соответственно[2].Случаи нарушение требований суда имеют место быть лишь из-за отсутствия основы взаимодействия подразделений ФСИН, Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда в целях установления платежей в отношении лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции. Стоит отметить, что проблемы исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью чаще возникают из-за отсутствия некоторых полномочий у уголовно-исполнительной инспекции для обеспечения точного исполнения требований суда.

Уголовная ответственность осужденных за неисполнение приговора[3] суда затем была исключена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 декабря 1989 года ВВС РСФСР. 1989. № 50. Ст. 1477.

Исправить такую ситуацию и стимулировать осужденного к соблюдению требований приговора должны нормы, предусматривающие неблагоприятные последствия этого поведения. Законодательство предусматривает несколько подходов к установлению последствий за уклонение от наказания, дифференцируя их в зависимости от конкретного вида наказаний и того, является оно основным либо дополнительным. Однако единого критерия, который последовательно реализовывался бы в законе, нет. На сегодняшний день в законодательстве РФ предусматривает привлечение осужденных, нарушивших закон к уголовной ответственности, однако чаще это выражается в назначении штрафа. Для специальных субъектов преступление, которыми чаще всего являются осужденные к лишению права занимать определенные должности более выгодным является выплата штрафа в размере установленном ст.315 УК РФ[4]

Таким образом, если в предыдущей редакции уголовная ответственность предусматривалась лишь для представителей власти, государственных служащих, муниципальных служащих, теперь уголовной ответственности подлежит любое лицо, злостно не исполнившее вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт, а равно воспрепятствовавшее их исполнению.

Злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, наказываются штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

В заключение отметим, что за последнее время уменьшилось применение данного вида наказания в качестве основного, что обуславливается успехом превентивных мер, проводимых в сфере уголовного наказания в России последние десятилетия. Для большей эффективности применения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью целесообразно не предоставлять право назначать наказание в виде штрафа, для предупреждения нарушений требований суда применять строгие карательные меры как арест и лишение свободы.

 

Библиография

  1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ.[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/a090fac1812ec1f374f05aa83399aece68b131a7/ (дата обращения: 02.12.2019)
  2. Уголовный кодекс РСФСР. – Н. ЮКЭА, 1995.
  3. Уткин В. А. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: уголовное наказание или мера безопасности? // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3. С. 58–61
  4. Зильберштейн А. А. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. Изд. Проспект: 2015.

 

[1] Зильберштейн А. А. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. Изд. Проспект: 2015 420с.

[2] Уткин В. А. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: уголовное наказание или мера безопасности

[3] Уголовный кодекс РСФСР. – Н. ЮКЭА, 1995.

[4]"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ.[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/a090fac1812ec1f374f05aa83399aece68b131a7/ (дата обращения: 02.12.2019).Ст.47