ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевым показателем эффективности деятельности предприятия является прирост ее стоимости, выражающийся в повышении капитализации, которая определяется как рыночная оценка способности предприятия к формированию потока доходов в настоящем и будущем. Деятельность предприятия принято подразделяется на операционную, инвестиционную и финансовую. Однако специфика формирования капитализации предопределяет необходимость детализации сфер их деятельности в целях выявления всего комплекса факторов, воздействующих на этот процесс, и определения комплекса финансовых методов формирования их оценки на фондовой бирже.

 К сферам деятельности предприятий, определяющим динамику их капитализации, относятся:

  • формирование структуры и объема собственного капитала;
  • управление операционной деятельностью и активами;
  • управление обязательствами (заемным капиталом, кредиторской задолженностью);
  • формирование стоимости капитала, инвестирование, создание потенциала роста компании.

Наиболее значимую роль в управлении капитализацией предприятия играет корпоративный финансовый менеджмент, который формирует систему финансовых методов управления вышеуказанным процессом. [1]Под финансовыми методами понимаются объективно существующие и выбранные менеджментом направления их влияния на конкретные элементы корпоративных финансов с целью формирования максимально возможной рыночной капитализации предприятия.

Выбор финансовых методов капитализации напрямую зависит от степени их соответствия специфике его экономического развития на разных фазах хозяйственного цикла. Для подобных циклов характерны фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. Циклические колебания предопределяют необходимость корректировки финансовой стратегии компаний и используемых финансовых методов формирования их капитализации.

В фазе кризиса финансовые методы должны быть направлены на минимизацию снижения капитализации компаний и на создание предпосылок для ее последующего роста при изменении ситуации на рынке. При этом следует учитывать, что деятельность предприятия находится под значительным влиянием макроэкономических факторов, определяемых как динамикой рынков, так и политикой регуляторов хозяйственной системы. При выборе конкретных методов менеджмент компаний должен опираться на особенности таких проявлений негативной макроэкономической динамики, как:

  • снижение совокупного платежеспособного спроса;
  • ухудшение условий доступа к кредитным ресурсам;
  • повышение рисков невозврата предоставленных займов и погашения кредиторской задолженности;
  • рост неопределенности относительно реализуемых и планируемых инвестиционных проектов.

Замедление и даже предотвращение падения капитализации компаний могут быть обеспечены за счет использования таких финансовых методов, как сокращение дебиторской задолженности, оптимизация товарно-материальных запасов на основе оценки платежеспособного спроса на продукцию компании, увеличение остатков на банковских счетах, пересмотр бюджетов подразделений компании, мониторинг финансового состояния поставщиков и потребителей, минимизация постоянных и переменных затрат.[2]

В условиях кризиса ключевое значение приобретает управление кредиторской задолженностью, заемным капиталом, финансовыми рисками. Для предприятий, с высокой долей заемного капитала и разрывом сроков активов и пассивов, суммам и видам валют финансовая стабилизация может быть обеспечена за счет использования таких методов, как реструктуризация накопленной задолженности, снижение выплат дивидендов или временный отказ от таких выплат, привлечение кредитов акционеров, оптимизации структуры заемного капитала, отказ от привлечения краткосрочных кредитных ресурсов для пополнения оборотного капитала, рефинансирование долга (перекредитование) на наиболее выгодных условиях.

Помимо вышеизложенного, в условиях кризиса предприниматели сталкиваются не только с нарастанием финансовых рисков, но и с необходимостью ликвидации последствий реализовавшихся рисков. Так, к числу рисков, проявляющихся в операционной деятельности компаний, относятся снижение рентабельности капитала, падение объёмов реализации и активов, недостаток товарно-материальных запасов, нехватка денежных средств на банковских счетах, рост просроченной дебиторской задолженности, нехватка оборотного капитала, банкротство поставщиков и подрядчиков, снижение платежеспособного спроса. Финансовыми методами управления указанными рисками состоят в формировании оптимальных резервов (в том числе товарно-материальных запасов), снижении периодов рассрочки платежей для потребителей с целью минимизации дебиторской задолженности, хеджировании валютной выручки по экспортным поставкам на фьючерсном рынке.

На фазе экономической депрессии происходит резкое снижение процентных ставок и их последующая стабилизация на низком уровне. Это предопределяет изменение условий обслуживания заемного капитала.[3] Компании получают возможность реструктуризации накопленной задолженности. В результате улучшается структура капитала, снижается его стоимость, обеспечивается соответствие активов и пассивов по срокам и суммам. Для компаний становятся доступными кредитные ресурсы для пополнения оборотного капитала. С нормализацией денежных потоков уменьшаются риски платежеспособности и ликвидности. Снизившиеся постоянные и переменные затраты позволяют использовать скидки с действующих цен для расширения продаж. Низкие процентные ставки дают возможность активно применить такой финансовый метод, как управление дебиторской задолженностью. Ее увеличение приводит к росту реализации и позитивно влияет на капитализацию компаний. Если в фазе кризиса должны применяться защитные финансовые методы, направленные на стабилизацию капитализации компаний, то на фазе депрессии могут быть использованы финансовые методы, создающие предпосылки для роста стоимости компаний и их рыночной капитализации.

Кроме вышеприведенных методов, существенный эффект оказывает такой инструмент финансового менеджмента как операционный рычаг (леверидж), применение которого целесообразно лишь в периодов экономического оживления, когда стоимость компании уже была восстановлена и предприятие стремится к увеличению рыночной капитализации. Посредством применения данного инструмента, предприятие получает возможность влияния на величину прибыли путем изменения объёма производства, а также себестоимости продукции. Увеличение стоимости компании на данном этапе осуществляется также посредством вовлечения предприятия в инвестиционную и инновационную деятельность.

Фаза экономического подъёма предполагает дальнейший рост рыночной капитализации предприятия, но более фундаментальный и планомерный. На данном этапе приоритетное значение имеет определение стратегии, а также постепенное наращивание объёмов производства и сбыта продукции. Для достижения наибольшей эффективности, по мнению автора, предприятию необходимо применять такие финансовые методы как финансирование НИОКР и формирование интеллектуальной собственности компании.

Совокупность финансовых методов формирования капитализации предприятия обеспечивает достижение синергии, то есть усиления эффекта от интеграции двух или более факторов. Отсюда следует, что достижение синергетического эффекта необходимо считать важнейшей задачей финансового менеджмента в сфере формирования капитализации предприятия.

Список используемой литературы:

  1. Шимко П.Д. Международный финансовый менеджмент. Учебник и практикум / П.Д. Шимко. - М.: Юрайт, 2018;
  2. Тепман Л.Н. Международный финансовый менеджмент: Учебное пособие / Л.Н. Тепман, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2016;
  3. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур. М.: ИНФРА-М, 2013;
  4. Основы учета и анализа в системе финансового менеджмента / Д. Панков и др. - М.: Современная школа, 2017;
  5. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2015;
  6. Ермасова, Н. Б. Финансовый менеджмент / Н.Б. Ермасова, С.В. Ермасов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2016;
  7. Аврашков Л.Я. Статья: EBITDA - показатель эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2014;
  8. И. Зенкина Экономический анализ в системе финансового менеджмента / Зенкина Ирина. - М.: Феникс, 2017;
  9. Горелкина И.А. Методические подходы к обоснованию системы экономических показателей оценки капитализации предприятия М.: Инфра1, 2015;
  10. Дроговоз П. Управление стоимостью инновационного промышленного предприятия / Павел Дроговоз. - Москва: РГГУ, 2016.

 

[1] Ермасова, Н. Б. Финансовый менеджмент / Н.Б. Ермасова, С.В. Ермасов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2016

[2] Шимко П.Д. Международный финансовый менеджмент. Учебник и практикум / П.Д. Шимко. - М.: Юрайт, 2018

[3] Дроговоз П. Управление стоимостью инновационного промышленного предприятия / Павел Дроговоз. - Москва: РГГУ, 2016