ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

UPBRINGING OF CHILDREN OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

Актуальность исследования. Воспитание детей у коренных малочисленных народов Севера на основе их традиционного уклада жизни, родного языка и самобытной этнической культуры является одной из актуальных проблем современности.

Северные территории - родина коренных малочисленных народов, олицетворяющая самобытные культуры. Особенность Крайнего Севера формируют не только суровые климатические условия, но и те особые виды деятельности, которые начали развиваться здесь многие столетия назад. Они определяют мировоззрение и духовные истоки коренных народов. В последние десятилетия интерес мировой общественности к положению коренных народов Севера усиливается [4].

Воспитание детей в семьях коренных малочисленных народов Севера осуществлялось с учетом природно-климатических условий этого края. Взрослые всеми способами стремились показать детям образец хорошего поведения как в быту, так я в процессе практической деятельности, чтобы формировать у подрастающего поколения высокую нравственность. "Общесибирские представления о нравственности, красоте, об уме, – пишет В. Ф. Афанасьев, – веками складывались из суммы представлений многих поколений, племен, народностей. Идеал совершенной личности поэтому может быть объективно представлен только как гармоничное единство мыслей разных народов о хорошем человеке". Этот идеал предполагает единство физического, трудового, умственного и нравственного воспитания.

В эвенской народной педагогике главная роль отводится семье, так как именно в ней сосредоточено богатство содержания, форм и методов системы этновоспитания детей. Сущность его состоит в том, что ребенок как член семьи, взаимодействующий с социальной и природной средой, находит с помощью взрослых адекватные пути и способы выживания, принимает посильное участие во всех делах семейного сообщества. В процессе этой деятельности происходит социализация его личности. Для воспитания детей не готовятся какие — либо специальные, тем более «тепличные» условия, все необходимое в жизни они познают и приобретают в деятельности [5].

Физическое воспитание, воспитание через игру.  Игра является неотъемлемой частью жизни человека, применяемой для воспитательной цели, умственного и физического развития подрастающего поколения. В игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми [3].

Среди коренных малочисленных народов Севера игры имеют разные направленности:

Игры познавательной направленности о кочевом укладе жизни. Общими для мальчиков и девочек являются игры, связанные с оленем. С раннего возраста это северное домашнее животное присутствовало в их жизни, и дети очень рано начинают понимать его незаменимую роль и значение для благополучия семьи. Играя в «стадо», дети делились на «пастухов» и «оленей». Они держали над головой небольшие оленьи рога, за которые «пастухи» ловили их маутами. В игре воспроизводился весь производственный цикл: оленей пасли, искали, лечили, защищали от волков и т.д. В дальнейшем такое отношение проецируется и в действительность.

Игры промысловой направленности. Дети эвенов в возрасте от 10 до 14 лет уже начинают самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогают старшим в изготовлении ловушек и прочего охотничьего снаряжения. В связи с этим их игры приобретают промысловую направленность, готовят к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствуют воспитанию физических качеств, специальных двигательных навыков, необходимых в дальнейшем для самостоятельного ведения промысла [2].

Традиционной спортивной направленности. Чрезвычайно разнообразно развивающее и воспитательное значение традиционных народных игр, особенно подвижного характера: метание аркана, прыжки через нарты, стрельба по мишеням, бег на лыжах. перетягивание верёвки (маута) и др. С их помощью развиваются различные физические качества, и, прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, физические качества проявляются все полнее и разнообразнее. Народная игра постепенно укрепляет организм детей и служит залогом здоровья.

Кроме того, особое место в развитии умственных способностей детей, игра является одним из обязательных компонентов воспитания и развития подрастающего поколения, которая, вместе с трудом, является для детей своеобразной школой развития всех его задатков. Детские игры вырабатывают у ребят смекалку, находчивость, сообразительность, тренирует память; они воспитывают у них волю, дисциплинированность, внутреннюю организованность, коллективизм. Во время данного воспитания дети учатся находить общий язык со своими сверстниками, обучаются традиционным национальным играм, развивают духовные силы и способности, готовятся к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, развивают координацию движения, умение ориентироваться в местности, навыки работы в традиционной отрасли: оленеводстве и промысле.

Воспитание через труд. Основой основ в формировании у индивида нравственности является труд. В. Ф. Афанасьев считает труд главной целью и решающим средством воспитания. Он отмечает, что трудовое воспитание является стержневой проблемой народной педагогики; оно включает в себя и умственное, и физическое, и нравственное воспитание, поэтому так широко воспевается и в устном народном творчестве (в песнях, сказках, пословицах и поговорках), где "труд выступает как универсальное средство воспитания, как главная и решающая цель формирования личности молодого человека". С раннего возраста малочисленные народы Севера приучают детей к труду, промыслам, ведению домашнего хозяйства. Оленеводство, рыболовство, собирательство и охотничий промысл составляет не только часть рабочего, но и большую часть свободного времени- досуговой деятельности, являются основными любимыми занятиями провождения свободного времени на природе. Воспитание через труд развивает духовные силы, способности, происходит восстановление различных сил ребенка, восстанавливают работоспособность, вырабатывают такие качества, как сдержанность, ловкость, выносливость, быстрота, энергичность, мужество.

 Нравственно-эстетическое воспитание.  Нравственный идеал народной педагогики коренных малочисленных народов Севера - это человек, преданный родному краю.  Вся жизнь коренных народов была тесно связана с окружающей природой, что предопределило влияние природы на воспитательные процессы.  С малых лет детям присваивают интерес к своей истории. Особое значение в воспитании северные народы придавали устному народному творчеству, которое способствовало усвоению детьми образа мышления взрослых, помогало им шире познать окружающий мир. Сказки, легенды, рассказы, предания служили важным средством обогащения речи детей новыми словами, осмысление которых выводило их за рамки промысловых и бытовых представлений. Дети много читают и слушают рассказы старшего поколения. С ранних лет девочки учились вырезать узоры (мули) для одежды с 6-7 лет. К 16-17 годам девушки уже были мастерицами [2]. Основными факторами нравственного воспитания, констатирует якутский ученый, являются: обобщение достижений духовной культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; воспитание справедливости, скромности, выдержки, чувств долга, чести, дружбы, гуманизма; глубокое уважение к труду и человеку труда; воспитание нравственности через обычаи к традиции коренных народов, игровую деятельность, устное народное творчество и т.д.; воспитание любви к окружающей природе, родному краю.

 Организация летнего лагеря для детей коренных малочисленных народов СевераБольшое внимание ориентируется в организации традиционного воспитания детей. В частности, речь идет о кочевом лагере как новой организационной формы традиционного воспитания детей.

Кочевой лагерь – это форма организации временного образовательного процесса и воспитания детей. В ходе работы кочевого лагеря воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности и опыт; собираются и систематизируются народные знания о воспитании и обучении детей, народная мудрость, отраженная в легендах, сказках, песнях, играх, национальном шитье, семейном и общинном укладе, быте, традициях; применяется весь педагогический потенциал. И организация временных детских коллективов, одним из которых является кочевой лагерь, поможет сохранить культуру, фольклор и традиции коренных малочисленных народов.

Заключение

Таким образом, в формировании личности ребенка основными видами воспитания являются семейное, трудовое, физическое, умственное и нравственно-эстетическое.

Фактором и средой первичной социализации ребенка является семья. В ней ребенок получает первые впечатления, первые знания, здесь начинают развиваться и его способности. Успех воспитательной работы в семье зависит от того, являются ли родители для детей примером, эталоном поведения.

Физическое воспитание, воспитание через игру. Игры национальной направленности способствует развитию духовных сил и способностей, дети учатся находить общий язык со своими сверстниками, обучаются традиционным национальным играм, готовятся к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни. Детям коренных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, игры развивают координацию движения, умение ориентироваться в местности, навыки работы в традиционной отрасли: оленеводстве и промысле.

Кроме того, игра занимает особое место в развитии умственных способностей детей. Является одним из обязательных компонентов воспитания и развития подрастающего поколения, которая, вместе с трудом, являются для детей своеобразной школой развития всех его задатков. Детские игры вырабатывают у ребят смекалку, находчивость, сообразительность, тренирует память; они воспитывают у них волю, дисциплинированность, внутреннюю организованность, коллективизм.

Воспитание через труд. В. Ф. Афанасьев считает труд главной целью и решающим средством воспитания. Воспитание через труд развивает духовные силы, способности, происходит восстановление различных сил ребенка, восстанавливают работоспособность, вырабатывают такие качества, как сдержанность, ловкость, выносливость, быстрота, энергичность и мужество.

Нравственно-эстетическое воспитание. Основными факторами нравственного воспитания являются: обобщение достижений духовной культуры народов Севера; воспитание справедливости, скромности, выдержки, чувств долга, чести, дружбы, гуманизма; глубокое уважение к труду и человеку труда; воспитание нравственности через обычаи к традиции коренных народов, игровую деятельность, устное народное творчество и т.д.; воспитание любви к окружающей природе, родному краю.

Организация временных детских коллективов, одним из которых является кочевой лагерь, ориентированный в организации традиционного воспитания детей, поможет сохранить культуру, фольклор, традиции коренных малочисленных народов Севера.

Список использованной литературы

  1. Никитина Р.С. Воспитание детей эвенов на основе духовно нравственных традиций: автореферат дис.канд. педаг. наук. М., 2000. 47 с.
  2. Пономарев, В. Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга : дис. д - ра пед. наук / В. Д. Пономарев. - СПб. : СПб ГУКИ, 2005. - 384 с.
  3. Роббек Г.В. Игры и состязания эвенов: лингвистический аспект. (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т.26) – Новосибирск: Наука, 2011 – 135с
  4. Слепцов Ю. А. Народное воспитание детей эвенов // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 403-404. — URL https://moluch.ru/archive/56/7698/ (дата обращения: 10.12.2019).
  5. Турутина П. Г. Школа детей лесных ненцев. Новосибирск: Академ. изд-во «Гео», 2007. 87 с.