АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

ACCENTUATIONS OF CHARACTER IN TEENAGERS

В психологии понятия личность и характер являются базовыми и наиболее важными объектами изучения. Индивид  с самого начала своего появления стремился познать себя и отличить от других не только по внешним факторам , но и по более глубинным, скрытым признакам своего характера. Создавая для удовлетворения своих потребностей самые разные классификации. В отечественных научных кругах одной из наиболее признанных является типология акцентуаций характера, предложенные психиатром К. Леонгардом.
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы развития характера, проявляющиеся и показывающиеся  в усилении отдельных черт. Эти важные особенности могут служить факторами нарушения социальной адаптации подростков. Подобное происходит обычно вследствие пубертатных кризисовов, психических травм, трудных жизненных ситуаций у людей. Но стоит отметить, что не все трудные ситуации могут  вызвать дезадаптацию, а только те, которые предъявляют и показывают повышенные требования к слабому месту характера.
У каждого типа акцентуаций, на которые они подразделяются в зависимости от выраженных черт, есть свои слабые места. Трудные и не исполнимые ситуации в отношении более сильных элементов структуры характера акцентуированного подростка, наоборот, воспринимаются адекватно, понятно и четко, а некоторые в своем роде понимаются даже с повышенной устойчивостью.
Данный признак, позволяет отличить акцентуации от расстройств личности – патологических вариантов развития характера. При расстройствах личности дезадаптация появляется  вследствие любого рода травм и даже при их отсутствии.
Акцентуации  служат  фоном для развития расстройств, но стоит заметить, что   в большинстве случаев подобного не происходит. Более  половины популяции развитых стран обладает и имеет акцентуационный характер.
Зарубежным автором концепции акцентуации является немецкий психиатр Карл Леонгард, который ввёл научный термин «акцентуированная личность». Отечественный психиатр А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», потому что  личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий.
Акцентуации по степени выраженности делятся на два типа: Явная – черты выражены. Данная акцентуация выявляется на основе истории жизни, опроса близких и наблюдения за поведением, в особенности – среди сверстников. Характеристикой  данного типа является: удовлетворительная адаптация с временными нарушениями, которые происходят вследствие воздействия на уязвимое место в структуре характера. Скрытая -черты не видны в обычной ситуации. Этот тип акцентуации характеризуется детальным и доскональным наблюдением. Разнообразные встречи, и анализ не могут дать чёткого и определенного представления о типе характера. Но стоит заметить, что  черты ярко проявляются,  при болезненном воздействии на “место наименьшего сопротивления” акцентуанта. Даже тяжёлые и болезненные  психические травмы другого типа, могут не помочь в определении типа характера самой личности. Даже при травмирующем воздействии на слабое место дезадаптация непродолжительна.
Типы акцентуаций
Существует огромное множество важнейших классификаций акцентуаций по самым выделяющимся чертам. Наиболее распространенной на территории России является классификация отечественного психиатра А.Е. Личко, она создавалась специально для подростков  и имеет соответствующие диагностические инструменты для подростков  14-19 лет, но эта типология применима также и ко взрослым людям.
А. Е. Личко выделяет следующие виды акцентуаций характера: 
Гипертимный, Циклоидный, Лабильный, Астено-невротический, Сенситивный, Тревожно-педантический, Интровертированный, Возбудимый, Демонстративный; 
Неустойчивый
Результаты тестирования
Нами было проведено исследование акцентуаций характера у школьников-подростков 14-16 лет на базе МАОУ Гимназии 87. Всего в нашем исследовании приняло участие 40 учеников 7-9 классов. В результате тестирования было выявлено, что у 80% мальчиков преобладает гипертимный тип акцентуации, который характеризуется повышенной активностью, склонностью к нарушению дисциплины и непринятию ограничений.
У девочек явно доминирует демонстративный тип акцентуации, для которого характерно самолюбие и необходимость привлечения внимания к себе. В беседе с соц.педагогом гимназии мы узнали, что действительно большинство мальчиков участвующих в опросе имеют проблемы с соблюдением дисциплины, низкой успеваемостью, а также страдают несобранностью. Также подтвердились наши предположения о девочках, почти каждая из них участвует во всех школьных мероприятиях и старается выделиться в учебе или творческой жизни.
В результате проведённого исследования мы сформулировали следующие рекомендации для педагогов и родителей по отношению к детям с ярко выраженными акцентуациями характера:
1. Гипертимный тип
Необходимо создание таких условий, в которых может проявиться активность подростка. Поэтому основная задача педагога – обеспечить полезные направления применения этой энергии. И идти не по пути ограничения активности, а по пути ее продуктивного использования. Можно поручать руководство в организации мероприятий, где требуется быстрота и находчивость. Особенно полезны занятия спортом. Повседневная навязчивая опека, постоянные нравоучения и наставления, только усилят непослушание и нарушение правил и порядков. Также рекомендуется избегать чрезмерной директивности. Беседы лучше вести в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме, чаще передавая инициативу в разговоре  подростку.
2.Демонстративный тип
Для установления контакта необходимо дать подростку почувствовать, что к нему испытывают интерес как к личности. Учитывая повышенную потребность во внимании, нужно найти формы, в которых эта потребность могла бы успешно удовлетворяться. Взаимодействие с подростком должно быть ровное, спокойное, деловое, без особого выделения. Исключить атмосферу обожания, необоснованного признания. Положительные оценки, поощрения должны даваться избирательно – только за реальные достижения и способности.
Вывод
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод что в период становления характера его типологические особенности, не будучи ещё сглажены жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, патологические аномалии характера. Но при правильном общении и поведении с такой личностью с взрослением черты акцентуации исчезают.
Литература:
1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград: «Медицина», 1983 г.

  1. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997г.

3. http://www.psychiatry.ru/lib/1/book/55/chapter/2 - 2, 3с
4. https://infourok.ru/rekomendacii-akcentuacii-haraktera-u-podrostkov-646632.html