ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ СЛЕЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ ЗА ЕГО ГРАЖДАНАМИ С ЦЕЛЬЮ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Сейчас, после всех скандалов вокруг «Проекта Яровой» в нашей стране большинству людей стало известно о системе СОРМ - системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий, которая собирает информацию по сотовой телефонии и данные интернет провайдеров, которые, с недавних пор еще и хранит в течении трех лет. Данный комплекс общественно известных программ носит название СОРМ – средства оперативно-розыскных мероприятий. СОРМ-1 – предназначенная для прослушивания телефонной связи, СОРМ – 2, для надзора за интернет-пространством и СОРМ – 3 – отвечающая за сбор и хранение всей этой информации на серверах операторов в течении трех лет, с доступом к ней уполномоченных органов. Это позволяет собрать достаточно информации для её анализа и определения угроз не только в реальном времени, но и для отслеживания круга общения уже выявленных источников. Даже социальные сети представляют достаточно высокую опасность для конфиденциальности. Большинство людей не осознает то, как легко можно собрать психологический и материальный портрет из их аккаунтов в социальных сетях, их перемещения, круг общения. В настоящее время, к примеру, в социальных сетях вводят обязательную верификацию по номеру мобильного телефона, который в свою очередь привязан к паспорту. Несмотря на то, что данные действия были осуждены ЕСПЧ (Европейским судом по правам человека), который в 2015 году постановил, что «положения законодательства Российской Федерации, регулирующие прослушивание связи, не содержат адекватных и эффективных гарантий против произвола и риска превышения полномочий, которые присущи любой системе скрытого наблюдения и которые особенно высоки в системе, где специальные службы и правоохранительные органы имеют прямой доступ с помощью технических средств ко всем мобильным телефонным сообщениям», и, следовательно, это законодательство нарушает статью 8 Европейской конвенции по правам человека, можно отметить то, что в своей сути, они направлены на борьбу с терроризмом.  По словам представителя национального антитеррористического комитета, в настоящее время, вовлечение в преступные группы происходит в основном с использованием новейших технологий в социальных сетях. "Международная преступности и терроризм делают ставку на эту форму привлечения людей. Ни один теракт не обходится без предварительного общения в интернете, сейчас все делается дистанционно, удаленно создаются ячейки". "Процесс бывает очень быстрым, воздействие иногда происходит буквально за несколько месяцев", - отметил он. По вполне понятным причинам, эффективность данных средств не разглашается.

Многие граждане нашей страны, особенно молодое поколение выступают против того что в РФ ведется слежка за жителями страны. Волна недовольства была после введения законопроекта Яровой в котором говорилось о хранении всей информации из социальных сетей и телефонных разговоров или переписок. Так же упоминалось о доступе к этой информации представителей ФСБ по первому их требованию. Выступающие против этого пытаются опровергнуть её эффективность якобы можно делать «по старинке», личные встречи для вербовки и для обсуждения, без использования сотовой связи и социальных сетей что бы не нарушалось их личное пространство, вот два ярчайший примера того что нужно отслеживать социальные сети и использовать другие способы предотвращения.           

Первый случай произошёл 31 августа 2017, стало известно, что Федеральная служба безопасности задержала двух выходцев из Центральной Азии, готовивших теракты в Москве и Московской области 1 сентября [1]. Один из террористов собирался совершить самоподрыв, другой — напасть на людей, используя холодное оружие. В телефоне одного из подозреваемых нашли контакты вербовщиков "Исламского государства" (террористическая организация, запрещенная в России) инструкции по подготовке терактов. При обыске у подозреваемого нашли самодельное взрывное устройство большой мощности, а также компоненты для его изготовления. Задержанный признался, что собирался стать террористом-смертником. Второй случай недавно был в городе Красноярске группировкой под названием «Красноярский джамат». 27 марта 2019 года были задержаны представители «спящей» ячейки «Красноярский джамат». Они не планировали конкретных террористических действий, зато её члены занимались пропагандой, оправданием и поддержкой терроризма, а также финансированием террористической деятельности. Красноярские террористы несколько раз высылали пожертвования запрещенным террористическим организациям за границу, а также, отправляли завербованных людей. Новых последователей участники группы искали в Соборной мечети, молельных комнатах, халяльных кафе города, а также вербовали среди студентов в красноярских вузах [2]. Особое внимание уделялось местным предпринимателям так как посредством их финансов могли продолжать финансирование террористических организаций. В ячейке действовали строгие меры по конспирации: невербальные способы общения в общественных местах, отказ от открытых каналов связи, условные обозначения. Люди вели обычную жизнь у многих были семьи, которые даже не догадывались о запрещённых действиях своих родственников.

Но все равно, учитывая не особо сильную развитость нашей страны в IT-сфере обрабатывать огромные массивы данных слишком сложно, как и переносить их на сервера спецслужб. Поэтому, для точечной слежки им все равно необходимо получить разрешение суда.

Ведя разговор о наших системах слежения, нельзя не упомянуть, что подобные системы существуют во множестве стран, таких как Великобритания, Китай, США, Франция, и это только из открытых источников.

Во время опроса мы спрашивали людей: «Что важнее, благо безопасности всех людей, или тайна переписки одного или всех людей.

В результате 88% людей ответили, что тайна переписки важнее безопасности. Лишь 4% ответили, что предпочтут безопасность и 8% готовы отказаться от тайны переписки, если она угрожает безопасности.

Подытожить вышесказанное можно тем что для обеспечения государства и его сограждан нужно продолжать развивать данное направление контроля в России. Так как таким образом можно предотвратить множество терактов, количество преступлений против государства и людей, почти свести к нулю возможные шантажи в социальных сетях которые на данный момент очень распространены на просторах интернета. Главное, чтобы сами люди поняли это и шли на встречу службам безопасности, а не выступали с митингами или забастовками в интернете.  Все эти ситуация показывает, что Российские службы по борьбе с терроризмом отлично работают и используют не только способ вычисления по социальным сетям и сотовой связи. Скорее всего также используются отслеживание денежных переводов за пределы страны и если они имеют направление в страны где развит терроризм, то появляется особое внимание к этим гражданам. Все способы по борьбе с терроризмом конечно же не раскрываются так как это позволит проще им противодействовать.

Библиографический список

  1. РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20170831/1501477886.html (дата обращения 20.11.2019)
  2. Интернет-газета newslab.ru [Электронный ресурс]. URL: https://newslab.ru/news/927235 (дата обращения 20.11.2019)