ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН-К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО

ELECTRONIC AUCTION-WHAT DID IT LEAD TO

Согласно оценкам ущерб от коррупции в конкретной сфере, а именно в сфере электронных аукционов, часто превышают 30% всех бюджетных расходов по этим статьям. В Российской Федерации резкие изменения системы государственного и муниципального заказа начались с 1977г. С осуществлением различных нормативно-правовых актов при, распределении бюджетного заказа со временем появились новые формы его размещения (табл. 1).

 

Таблица 1. Эволюция способов размещения заказа в Российской Федерации

Период

Нормативно-правовой акт, регулирующий сферу государственного заказа

Способы размещения заказа

1

2

3

1997-2006 гг.

 

1) Указ Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд"

2) Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"

-Конкурс (открытый и закрытый)

-Двухэтапные торги

-Запрос котировок у единственного источника

 

2006-2010 гг.

Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ

-Конкурс (открытый и закрытый)

-Аукцион (открытый, в том числе в электронной форме (по ст. 41), закрытый)

-Запрос котировок

-Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

-Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя подрядчика)

 

 

2010 г

Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ

-Конкурс (открытый и закрытый)

-Аукцион (открытый, в том числе в электронной форме (по ст. 41 и по главе 3.1), закрытый)

-Запрос котировок

-Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

-Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя подрядчика)

2011 г

Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ

-Конкурс (открытый и закрытый)

-Аукцион (открытый, в том числе в электронной форме (по ст. 41 и по главе 3.1), закрытый)

-Запрос котировок

-Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

-Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя подрядчика)

 

 

2013-2019

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)

-Запрос котировок

-Запрос предложений

-Электронный аукцион

-Конкурс(открытый, с ограниченным участием, двухэтапный)

-Конкурс(закрытый, , с ограниченным участием, двухэтапный)

-Закрытый аукцион

 

Основная цель о внедрении «новой» процедуры электронного аукциона была достигнута в связи с несовершенством процедур классического «бумажного» аукциона и электронного аукциона по ФЗ №94 от 21.07.2005. К главным недостаткам можно отнести:

-закрытость информации (вся информация в сфере закупочной деятельности не отправлялась в единую информационную систему);

-Очень слабо обеспечена конкуренция;

-Страдает профессионализм заказчиков (предполагающей, создание профессиональной контрактной службы заказчика);

-Слабое стимулирование инноваций;

-Низкая ответственность за результативность, эффективность осуществления закупок;

-Участие в аукционах недобросовестных поставщиков;

-Отсутствие обеспечения заявки приводило к возможности участия «фирм-однодневок».

Все вышеперечисленные недостатки привели к острой нужде в модернизации электронного аукциона как способа размещения заказа. Как следствие в 2013 году был принят ФЗ N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который 27.06.2019 перенёс следующие изменения:

-Открытость и прозрачность информации (вся информация в сфере закупочной деятельности должна находится в единой информационной системе, быть полной и достоверной);

-Обеспечение конкуренции (актуальной ценовой и неценовой конкуренции);

-Профессионализм заказчиков (предполагающий, в т.ч. возникновения профессиональной контрактной службы заказчика);

-Стимулирование инноваций;

-Единство контрактной системы;

-Ответственность за результативность, эффективность осуществления закупок;

-Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не только информации об участнике закупки - юридическом лице, но и информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;

-Запретил заключение контрактов, если компанию-поставщика возглавляют родственники заказчика;

-Контракты на сумму свыше одного миллиарда рублей должны проходить общественную экспертизу.

Все эти преимущества помогли решить многие проблемы, которые делали аукцион «коррупционным». Согласно последним новостям с электронных аукционов, коррупция снизилась до 17%(данный на 2018г), поэтому можно четко утверждать, наше правительство делает все необходимое.

Список литературы:

1.Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)

2.Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ

3.Никишкин А.Е. «Коррупцию выдавят из сферы госзакупок к 2018 году»//  Парламентская газета